Анализ стихотворения Окуджавы «Музыкант»


Стихотворение «Музыкант» - образец позднего творчества Б. Окуджавы. Его Булат Шалвович написал в 1983 году, когда уже был популярным поэтом, бардом, выпустил пластинки с песнями. Поэт пытается разгадать тайну музыканта, хотя сам хорошо играл на гитаре.

Анализируемое стихотворение относится к философской лирике. Тема его – искусная игра на скрипке, её влияние на души слушателей. Автор показывает, что музыка способна завораживать, разгадать её тайны нелегко, но точно известно, что волшебные звуки способны прикасаться к душе, селить в ней доброту, милосердие.

В центре стихотворения образы лирического героя и скрипача. Лирический герой слушает музыку, пытается понять, как музыкант проникает в душу слушателей. Сначала герой рассказывает, что глядел в глаза музыканту. И это не простое любопытство. Мужчина наслаждался звуками, ему казалось, что он летел по небу. Лирическому герою очень хотелось понять, как руки виртуоза могут извлекать музыку из струн и деревяшки, «ведь надо пальцы знать, к чему прижать». Слово «деревяшка» будто бы намекает, что источник музыки ‒ не столько инструмент, сколько талантливые руки.

Тем не менее, техническая сторона игры на скрипке интересует лирического героя гораздо меньше, чем эмоциональная. Он уверен, что настоящий музыкант должен играть так, чтобы проникнуть в душу слушателей и поджечь её. Церемонится с душою нечего. Скрипка, по мнению героя, может наставлять человека на истинный путь, поэтому счастлив дом, в котором звучат её звуки.


Скрипка же может быть счастливой только в руках талантливого человека. Музыкант, за которым наблюдает лирический герой, именно такой. В последних строках из деталей создается образ музыканта. У него «угловатое плечо» и «злые пальцы». Под эпитетом «злые» в этом контексте, видимо, подразумевается значение «быстрые, ловкие». Скрипач счастлив, ведь он смог разжечь в душе слушателя костер, чем сделал её более справедливой, милосердной и праведной.

Стихотворение Б. Окуджавы «Музыкант» состоит из двустиший. Они будто бы напоминают струны скрипки. В тексте использована параллельная рифмовка. Рифмы только мужские. Стихотворный размер – разностопный ямб. Произведение также можно разделить на смысловые части: наблюдение лирического героя за игрой музыканта; рассказ о прикосновении музыки к человеческой душе; рассказ о музыканте, который переплетается с раздумьями о душе.

Создать образ музыканта, реализовать идею поэту помогают художественные средства. В тексте много метафор: «я по небу летел», «как способны эти руки эти звуки извлекать», «из каких-то бледных жил», «надо в душу к нам проникнуть», «голос скрипки наставляет нас на путь», «соорудивший из души моей костёр». Выразительности придают эпитеты: «бледные жилы», «гордые звуки», «угловатое плечо», «смычок остёр», душа «обожжена».

Привлекает внимание интонационный рисунок произведения. Булат Шалвович использовал вопросительные предложения, оборванную синтаксическую конструкцию, чтобы ярче выразить эмоции, которые возникают при звучании музыки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Окуджавы «До свидания, мальчики...»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться...»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Молитва»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Ночной разговор»