Аргументы к итоговому сочинению по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — высокохудожественное, философское произведение, в котором любой ученик сможет найти ответы на многие жизненные вопросы. Главы читаются легко, сюжет захватывает и заставляет размышлять над проблемами, которые остаются актуальными и в наше время.
1. Проблема противостояния добра и зла
2. Проблема двойственности натуры
3. Проблема прощения и искупления
4. Проблема трусости, как самого страшного порока
5. Проблема мук совести, как страшнейшего наказания за преступление
6. Проблема столкновения сильной личности и толпы
7. Проблема сострадания и милосердия
8. Проблема любви и измены
9. Проблема рабства и свободы
10. Проблема религии, веры, бездуховности
11. Проблема истинного и ложного искусства
12. Проблема личности и государства
13. Проблема предательства и совести
14. Проблема творчества и судьбы художника
15. Проблема смысла человеческой жизни
16. Вывод
Проблема противостояния добра и зла
Зло и добро на протяжении многих веков находятся в непрерывной борьбе, и победа зависит от того, чего в людях больше. Если душа человека наполнена завистью, ревностью, трусостью, то, он будет нести окружающим зло. Добро же побеждает в том случае, если милосердие, забота, неравнодушие, верность стоит выше всего остального. Каждый писатель по-своему раскрывает проблему добра и зла.
Так, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится о том, что все зло находится в людях. Автор проводит параллель между далеким прошлым и началом двадцатого века. Мы видим Понтия Пилата, который совершает зло. Он осуждает невинного Иешуа, хотя прекрасно знает, что тот не виноват. Причиной такого поступка становится трусость. Прокуратор знает, что, если поступит по-другому, то, скорее всего, получит осуждение и лишится сана. Наказанием за злой поступок становятся внутренние терзания. Только искренне раскаявшись, Понтий Пилат получает прощение.
Не изменились люди и в двадцатом веке. Всё также ими движет корысть, зависть, неверие, подлость и трусость. Воланд специально посещает Москву, чтобы узнать, не стали ли люди лучше и добрее. Его вмешательство обнажает все пороки, которые существовали в обществе. Берлиоз, Степа Лиходеев, Аллоизий Могарыч получают заслуженное наказание. Этим писатель говорит, что любое зло, которое происходит в мире, должно быть обязательно наказано. Но только любовь и доброта способны изменить мир, сделать его человечнее и лучше.
Проблема двойственности натуры
Каждый человек — это уникальная личность, в которой, как правило, уживаются две стороны — светлая и темная. В определенных обстоятельствах может проявляться доброта, милосердие, любовь к другим людям, а с другой — на первое место выходит зависть, эгоизм, малодушие. Таких героев можно встретить на страницах многих художественных произведений.
Например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» интересен образ главной героини. Маргарита предстает перед нами нежной, любящей женщиной с чистой душой, не способной на жестокие поступки. Но все меняется, когда Маргарите нужно спасти своего Мастера. Ради любви она готова на многое, и тут проявляется совсем другой образ героини. Она продает душу дьяволу, становясь на путь зла. С каким наслаждением женщина мстит Алоизию Могарычу, который был доносчиком. Маргарита становится ведьмой, теперь она в сговоре с сатаной. А это значит, что ради любимого человека она встала на путь зла. Однако на балу сатаны женщина проявляет милосердие и просит помиловать Фриду, убившую своего младенца и получающую суровое наказание Эти поступки доказывают двойственность ее натуры.
Таким образом, в любом человеке есть добро и зло, а вот что из них проявится с наибольшей силой, зависит от характера, силы воли и внешних обстоятельств.
Проблема прощения и искупления
Любому человеку свойственно совершать ошибки, некоторые из них бывают очень страшные. Иногда кажется, что простить преступника невозможно. Однако, если человек страдает из-за своих ошибок, он искренне раскаялся, то может получить прощение, но прежде всего следует искупить свою вину. О проблеме прощения и искупления говорили многие писатели.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мотив прощения возникает на протяжении всего повествования. Здесь показано множество героев, которые совершили преступления. Одна из них Фрида. Девушка совершила страшное преступление — задушила своего новорожденного малыша платком. Наказание было страшным. Её обрекли на вечные душевные муки, теперь ей все время подавали платок, напоминая о страшном грехе. Маргарита, услышав эту историю, попросила простить Фриду. Её просьба была услышана, но Фрида вряд ли сможет когда-нибудь простить себя за тот поступок. Большое преступление совершает и Понтий Пилат. Он приговаривает к смерти невиновного человека, так как боится лишиться сана. Двенадцать тысяч лун — слишком жестокое наказание, но он полностью искупил свою вину и раскаялся.
Таким образом, важно уметь прощать, быть милосердным, а тем, кто оступился, найти в себе силы выдержать наказание и полностью искупить свою вину.
Проблема трусости, как самого страшного порока
Одним из самых страшных пороков является трусость, так как человек не в состоянии высказать свое мнение, отстоять правду, вступиться за того, кому требуется помощь. Из-за трусости люди совершают подлые поступки, которые приводят к смерти других людей. Об этом можно прочитать во многих художественных произведениях литературы.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, которому предстояло сделать важный нравственный выбор. Перед ним был добрый человек, который никому не сделал ничего плохого. Но прокуратор получил указание свыше — осудить Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат долго раздумывает, беседует с арестованным, но все равно выносит жестокий вердикт. А все дело в трусости, прокуратор испугался, что будет лишен своего сана и будет наказан. Струсив, он обрек невинного человека на смерть, а себя на вечные душевные страдания.
Таким образом, трусость — ужасный порок, который влечет за собой тяжелые последствия.
Проблема мук совести, как страшнейшего наказания за преступление
Совершая преступление, человек не задумывается над тем, что обязательно понесет наказание. Многие надеются, что смогут скрыть то, что совершили, однако есть более страшное наказание — это совесть. Она будет постоянно напоминать о преступлении, и человек не сможет ни есть, ни спать, ни спокойно жить. О муках совести героев можно прочитать во многих произведениях художественной литературы.
Например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Он выносит приговор преступникам, при этом он старается делать это максимально честно. Но однажды к нему на суд попадает Иешуа Га-Ноцри. Его обвинили в тяжких преступлениях, которые он не совершал, однако синедрион считал его опасным человеком и посоветовал прокуратору вынести Иешуа суровое наказание. В великий праздник Пасхи одного из трех преступников следовало помиловать. Понтий Пилат понимал, что это должен быть невиновный, но, испугавшись за свою карьеру и будущее, исполняет волю синедриона. Иешуа казнят, а прокуратор начинает мучиться. Он не может простить себе малодушия и от этого страдает. Так, мы видим, что муки совести — самое страшное наказание. Даже если другие простят тебе ошибки, то сам себя человек простить не сможет.
Проблема столкновения сильной личности и толпы
Сильная личность — та, которая отличается от большинства людей, имеет свои принципы и взгляды. Как правило, у толпы такое поведение вызывает зависть и тревогу. Общество хочет, чтобы все подчинялись его порядкам. Чаще всего сильная личность вступает в противоборство с толпой, но победителем из этого столкновения выходит редко. Об этом писали М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов. Не остался в стороне и М.А. Булгаков.
В романе «Мастер и Маргарита» мы читаем о сильной личности Иешуа, который был не такой как остальные. Он считал, что все люди добрые, нужно лишь дать им это понять. Со своими проповедями он ходил по городам и селам, пока однажды люди не предали его. Они оклеветали Иешуа, обвинив к подстрекательству и свержению действующей власти. Однако герой обладал сильной волей, он не отрекся от своих слов даже после избиений. Он все также утверждал, что главное на земле — это добро, и все могут быть милосердными, но для этого не должно быть никакой власти над людьми.
Таким образом, Иешуа — странный человек, не похожий на толпу. Он погибает, но остается несломленным и верным своим убеждениям. Этот пример доказывает, что при столкновении толпы и сильной личности, побеждает общество, а человек чаще всего умирает.
Проблема сострадания и милосердия
Сострадание и милосердие — важные качества, без которых мир стал бы жестоким и перестал существовать. Иногда люди проявляют милосердие в самых сложных для себя ситуациях, жертвуя своими мечтами и желаниями.
Например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим главную героиню, которая является великодушной, сильной женщиной, способной на благородные поступки. Маргарита полюбила Мастера, и очень страдала, когда им пришлось разлучиться. Чтобы встретиться с любимым человеком, женщина идет на сделку с самим дьяволом, становится королевой бала сатаны. За это Воланд обещает ей исполнить самое сокровенное желание. Но на балу Маргарита видит Фриду, девушку, которая страдает из-за совершенного ею преступления. Она задушила платком собственного младенца. Время идет, но каждый день ей напоминают о ее грехе и дают платок. И когда Маргарита должна была озвучить свое желание, она попросила сжалиться над Фридой и не подавать тот платок. Этим поступком главная героиня доказала, что обладает большим сердцем и доброй душой. Она пожертвовала своим личным счастьем ради незнакомки.
Таким образом, благодаря милосердию, мы избавляемся от зла, становимся добрее и лучше.
Проблема любви и измены
Любовь и измена — противоположные понятия, которые часто находятся рядом друг с другом. Измена часто происходит потому, что исчезает любовь, поэтому судить предателя иногда бывает сложно, ведь пытаться сохранить отношения, которые не дают счастья, не имеет смысла. Эту точку зрения подтверждают писатели, оправдывающие в своих произведениях тех, кто пошел на измену.
Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы читаем об истории любви двух главных героев. Маргарита была замужем, но чувствовала себя одинокой и несчастной, потому что мужа она не любила. Неожиданная встреча с Мастером изменила жизнь героини. Она влюбилась настолько сильно, что не представляла жизни без него. Когда возлюбленный пропал, женщина готова была даже продать душу дьяволу в обмен на информацию о Мастере. Ей пришлось заключить сделку с Воландом, присутствовать на балу сатаны. И в награду она получила вечную жизнь вместе со своим любимым. Оправдать измену Маргариты можно, потому что настоящая любовь сделала ее верной и сильной женщиной.
Таким образом, в редких случаях измену можно оправдать, если в отношениях нет любви и счастья.
Проблема рабства и свободы
Свободный человек — это тот, кто живет независимо от чужого мнения, придерживаясь своих внутренних принципов. В духовное рабство попадают те, кто испытывает страх перед чем-то или кем-то. Эти люди становятся зависимыми от общества, от общепринятых норм. Как правило, бороться за свои права они не могут в силу своей рабской покорности.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже поднимается эта проблема. Так, главный герой Мастер внутренне несвободен. Он писал свой роман о Понтии Пилате в соответствии со своими представлениями и целями, верил в свои принципы и идеи. Однако после публикации одной главы критики жестко осудили роман Мастера. Герой показал пороки общества, которые были актуальны и тысячу лет назад, и в тридцатые годы двадцатого века. Если бы власти разрешили издать роман, то они подвергли бы критике себя. После таких гонений Мастер сдался, он сжег рукопись и оказался в больнице для душевнобольных людей. Он не смог бороться и остался в рабстве чужого мнения. В мире много вещей, которые лишают человека свободы. Это желание быть богатым, известным. Люди просто бояться потерять это все, поэтому делают все так, как нужно окружающим, а не им самим.
Проблема религии, веры, бездуховности
За свою вековую историю русский народ пережил многое, в том числе и запрет на веру в Бога. К сожалению, это привело к порождению вседозволенности и исчезновению нравственных ценностей. Отсутствие веры, отказ от религии порождает бездуховность. Такой человек не имеет ничего святого: ни милосердия, ни доброты, ни гуманности. Эту проблему поднимает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
Автор показывает несколько героев, которые ни во что не верят. Но есть в тексте и те, кто обладает верой. Так, Иешуа Га-Ноцри верит в то, что все люди добрые. Этому он учит Левия Матвея и Понтия Пилата. Эти, изначально не верящие люди, прониклись словами Иешуа, стали лучше, раскаялись в своих грехах. Понтий Пилат из-за трусости приговаривает героя к казни. То же самое происходит и с Иваном Бездомным. Он, поддавшись убеждениям Берлиоза и ему подобных, не верит в Христа, однако в своей статье он все равно изображает его, а оказавшись в психиатрической клинике вместе с Мастером, услышав его историю, проникается верой. И вот уже сбываются слова Воланда: «Каждому будет дано по его вере». Берлиоз отправляется в небытие, а Иван Бездомный становится профессором истории и философии.
Таким образом, отсутствие веры неминуемо приведет к бездуховности.
Проблема истинного и ложного искусства
Истинное искусство — это творчество, идущее от сердца, не ограниченное никакими рамками. К сожалению, все больше в обществе появляются тексты, которые можно отнести к ложному искусству. Эти так называемые произведению создаются на заказ, они лишены индивидуальности, в них нет чувств и правды. Об этом писали многие русские авторы. Среди них М.А. Булгаков.
В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного. Берлиоз учит молодого писателя, как нужно писать, что убрать из статьи, какие поправки внести. В результате из-под пера Бездомного выходят ничего не значащие статейки. Мастер, когда встретился с Иваном, посоветовал ему больше не писать. Совсем другое дело — рукопись Мастера. Герой работал над ней вдохновенно, страстно, не скрывая тех пороков, в которых погрязли люди. Он готов принести в жертву себя, лишь бы его книга была напечатана. Когда же члены МАССОЛИТа прочитали его произведение, то сразу же стали критиковать его и обвинять.
Таким образом, настоящее искусство который требует жертвенности, вдохновения и большой силы духа говорить правду.
Проблема личности и государства
Государство и личность находятся в непрерывном взаимодействии, и чаще всего власть оказывает давление на отдельного человека, указывая, по каким законам ему жить, как себя вести. Любой бунт личности воспринимается как происшествие, и вслед за этим следует жестокое наказание. Эту проблему поднимали в своих произведениях А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.А. Булгаков.
В романе «Мастер и Маргарита» проблеме власти и личности посвящены иершалаимские главы. Анализируя поведение власти, автор пытался понять, почему люди, стоящие во главе государства, враждебны по отношению к простым людям. Иешуа Га-Ноцри утверждает, что добро и гармония в обществе возможны только при отсутствии власти. В будущем никто не будет стоять у власти, но зато всё будет происходить по справедливости. Государство в лице прокуратора Понтия Пилата быстро решает проблему с Иешуа. Синедрион решил устранить этого опасного человека, поэтому отказывает прокуратору в просьбе помиловать его. Этот пример показывает, что власть всегда находится выше простых людей, и при любом сопротивлении расправляется с неугодными.
Проблема предательства и совести
Одним из самых страшных преступлений в мире является предательство, а последствия этого шага трагичными. Что может быть хуже, когда человек, которому ты доверял, вдруг оказывается подлецом. Об этой проблеме писали многие авторы художественных произведений.
М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» рассказывает историю о предателе Иуде. Этот человек, который преданно ходил за Иешуа Га-Ноцри предал его за тридцать серебряников. В этом случае именно деньги стали решающим фактором предательства. Понтий Пилат тоже оказался предателем своих принципов и честности. Прокуратор Иудеи осудил невиновного человека на казнь, однако забыть свой поступок он не смог. Совесть мучила его на протяжении многих лет, пока он полностью не раскаялся в своем преступлении. По какому пути пойти, каждый человек выбирает сам, но, если он выберет нечестную дорогу, его ждет суровое наказание. Такие ценности, как верность, доброта, справедливость, совесть будут существовать вечно.
Проблема творчества и судьбы художника
О творчестве и судьбах художников написано немало произведений, и почти все они говорят о том, что настоящий художник, создавая свои шедевры, должен пройти через испытания. Как правило, властям неугодны люди, которые говорят правду, а ведь настоящее искусство призвано быть честным, поэтому те, кто пишет от сердца, не пряча тяжелых подробностей, имеют горькую судьбу.
Так, например, главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — настоящий художник. Мастер создавал произведения вдохновенно, погружаясь в историю Ершалаима, показывая образы Иешуа, Понтия очень правдоподобно. Однако оказалось, что такие писатели не нужны обществу. На Мастера начались настоящие гонения. Его критиковали, над ним смеялись. В результате герой оказался в психиатрической больнице. Таким образом, судьба художника и настоящего творчества незавидна. Произведение сожжено, а его автор разочаровался в жизни и своем таланте.
Проблема смысла человеческой жизни
Каждый человек в этом мире ищет свой смысл жизни. Кто-то находит его в семье и детях, кто-то считает, что должен внести вклад в науку. Но есть люди, так и не понявшие до конца, как и для кого им жить. Проблему смысла человеческой жизни поднимали самые разные писатели и поэты, один из них — М.А. Булгаков.
Его роман «Мастер и Маргарита» о добре и зле, о подлости и трусости, об искусстве и любви. Главная героиня Маргарита не сразу поняла, в чем для нее заключается смысл жизни. Она жила с нелюбимым мужем и была несчастлива, пока однажды не увидела Мастера. Герои сразу же поняли, что созданы друг для друга. С тех пор женщина поняла, смысл ее существования в том, чтобы быть с этим рядом человеком, помогать ему, оберегать. Маргарита готова пожертвовать всем, что у нее есть, даже своей душой. Ради будущего с Мастером она продает её дьяволу. Для него же смысл жизни в другом — в создании книги об Иершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате. Герой — настоящий писатель, мечтающий о том, что его книга обязательно будет напечатана и найдет благодарных читателей. После критики нескольких глав рукописи Мастер сжигает свой труд и теряет интерес к своей судьбе.
Таким образом, важно не только обрести смысл жизни, но и быть сильным человеком, преодолевать трудности и добиваться своих целей.
Вывод
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — это настоящая литературная сокровищница, в которой спрятаны ответы на самые актуальные жизненные вопросы. Важно внимательно изучать ее, и тогда перед читателем откроется великая тайна.