13.2. «Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала б я о нем больше, чем сейчас?» (по тексту Ф.А. Вигдоровой)


В приведенном отрывке автор искренне восхищается силой характера мальчика, который не словами, а делом доказал, насколько он честен и порядочен. Чувство собственного достоинства не позволило ребенку воспользоваться внезапно появившимся преимуществом, принять жертвы взрослого и, таким образом, выиграть любой ценой. Рассказчик показывает, как всего лишь одна игра смогла раскрыть характер мальчика, выявить замечательные качества его личности. В беседе участвуют слова, а в игре – действия, и именно они наиболее показательны тогда, когда нужно сделать вывод о каком-то человеке.

В предложении 32 автор показывает, что Толя Горюнов выразил откровенное изумление, когда понял, что Марина Николаевна из жалости специально решила ему подыграть. Мальчику не понравилось, что взрослая женщина его считает маленьким беспомощным ребенком, ему хотелось играть на равных, быть достойным соперником. Толя любил шахматы и играл с удовольствием, он был заинтригован развязкой игры и не боялся поражения. Мальчик как взрослый человек понимал, что в любом деле бывают не только победы, но и проигрыши. Он был готов учиться на собственных ошибках, постигать что-то новое, рисковать, совершенствоваться. Ему были чужды гордыня, тщеславие, жажда заполучить победу любой ценой. Толя любил честность, порядочность, верность своим словам и действиям. Вот почему он почувствовал неловкость, досаду и разочарование, когда обнаружил, как женщина начинает проигрывать ему специально. В предложении 36 подчеркивается, что мальчик не хотел легкой победы, «добытой по милости уступок и снисхождений». Это свидетельствует о силе характера ребенка, его ответственности, порядочности, чувстве собственного достоинства.


Также в предложении 33 писатель отмечает вежливость ребенка, его умение держать себя в руках, несмотря на то, что он обнаружил фальшь в игре соперницы. Испытывая досаду, он не стал громко возмущаться, а лишь корректно заметил, что женщина «ошиблась» и предложил сделать другой ход. Не обличая соперницу при свидетелях в нечестной игре, мальчик тем самым проявил великодушие: он не хотел поставить другого человека в неудобное положение, сделать ему неприятно. Когда, наконец, игра разрешилась в пользу Марины Николаевны, Толя не только не огорчился, но, наоборот, даже обрадовался (предложение 40). Его лицо осветила искренняя «широчайшая» улыбка, что свидетельствует об умении ребенка радоваться чужим успехам, признавать свои ошибки и брать за них ответственность. Мальчик не был самовлюбленным эгоистом, ему были чужды зависть, желание получить свое за чужой счет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что всего лишь одна игра смогла показать все грани личности ребенка, раскрыть его положительные черты характера. Честность, ответственность, порядочность, вежливость, желание совершенствоваться умение радоваться чужим успехам – все эти качества проявились в процессе игры в шахматы особенно ярко.




Вариант 3 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя» – И.Б. Голуб (по тексту Ф.А. Вигдоровой)
  • 13.3. В чем может проявляться сила характера? (по тексту Ф.А. Вигдоровой)