13.1. «Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя» – И.Б. Голуб (по тексту Ф.А. Вигдоровой)


Известный лингвист Ирина Борисовна Голуб в своем высказывании отметила ценность имени прилагательного, сказав, что имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя. С этим нельзя не согласиться, ведь именно прилагательные обозначают признак предмета, дают ему максимально точную характеристику в мельчайших нюансах.

В тексте Ф.А. Вигдоровой прилагательные с детальной точностью описывают характер мальчика Толи, показывая качества его личности. Например, в предложении 11 прилагательные «серьезный», «толковый», «расчетливый», «осторожный» воссоздают образ умного, опытного, талантливого игрока, не уступающего по своей силе взрослому сопернику.


Прилагательное «расчетливый» здесь синонимично слову «тактичный», то есть строго придерживающийся определенной тактики. Об этом же свидетельствует и прилагательное «осторожный»: юный игрок был уже достаточно опытен и компетентен в свои годы и поэтому тщательно взвешивал каждый свой ход. «Толковый» означает, что Толя действительно неплохо разбирался в шахматах, имел в запасе немало комбинаций и разбирался в технике игры. «Серьезный» синонимично прилагательному «ответственный»: для мальчика каждая игра была весьма важным событием, значимым моментом в жизни. Также в целом эти прилагательные характеризуют мальчика как не по годам развитого, серьезного и ответственного, привыкшего к работе человека. Ведь для того, чтобы выработать все эти качества, игрок должен немало потрудиться. Шахматы развивают усидчивость, внимательность, память, логику, творческое начало, способность сконцентрироваться на определенной задаче.

В предложении 32 автор использует выражение «откровенное изумление»: прилагательное «откровенное» подчеркивает искренность, честность героя, его желание добиваться всего собственным трудом, а не с помощью уступок и поблажек. Мальчику противна победа, «добытая по милости уступок и снисхождений», он не терпит фальши. Ему нравится постигать новое, учась на собственных ошибках, он готов учиться у соперника. В предложении 40 используется выражение «широчайшая улыбка» с прилагательным «широчайшая», показывающее, что Толя умеет радоваться успехам оппонента. Мальчик не хотел заполучить победу любой ценой, нечестный выигрыш, наоборот, сильно бы ударил по его самолюбию. Аккуратно заметив женщине, что она допустила ошибку и предложив сделать другой ход, мальчик поступил по совести, ведь он не хотел стать победителем за чужой счет. Ему так сделать не позволило чувство собственного достоинства. Проиграв в честной игре, он почувствовал облегчение: вот почему на его лице появилась «широчайшая» улыбка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прилагательные действительно участвуют в создании психологического портрета героя, показывая мельчайшие черты его личности. Они помогают воспроизвести тончайшие нюансы характера, выявить каждую, даже самую мелкую деталь и особенность.




Вариант 3 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала б я о нем больше, чем сейчас?» (по тексту Ф.А. Вигдоровой)
  • 13.3. В чем может проявляться сила характера? (по тексту Ф.А. Вигдоровой)