«Есть люди, которые отрицают значение критики. В этом есть доля истины...» (по тексту Толстого)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема роли критики (Какую роль выполняет критика?)



Какую роль выполняет критика? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Алексей Николаевич Толстой, советский писатель, русский и общественный деятель.

Размышляя над проблемой критики, автор рассматривает как положительное, так и отрицательное ее влияние и дает подробные описания в подтверждение своей точки зрения.

Рассказывая о влиянии критики на читательское сознание, Толстой относит к ее негативным чертам способность вмешиваться в «интимнейшие законы творчества», подсовывая читателю собственное видение и лишая «непосредственности наблюдения». Привычка критики вмешиваться во все подряд мешает читателю размышлять, сформировать собственное мнение о героях и ситуациях, критика дает «готовые рецепты», отбирая возможность познавать и мыслить. Иногда хорошие писатели оказываются затравленными и вследствие этого безызвестными, а бездарные порой пропагандируются как популярные и достойные читательского внимания.

К положительным чертам критики автор относит ее способность вовремя распознать низкопробные тексты, чтобы, таким образом, повысить культуру и читателя, и писателя. По Толстому, в этом и есть главная задача критики.


Таким образом, анализируя данные примеры, автор показывает как положительное, так и отрицательное влияние критики на читателя.

С мнением Алексея Николаевича Толстого невозможно не согласиться: нередко качественные литературные произведения долгое время остаются в тени, в то время как угодные цензуре, но посредственные, имеют успех, благодаря рекламе.

Примеры этому можно найти в художественной литературе. Так, например, Михаил Афанасьевич Булгаков, талантливейший писатель, долгое время не имел возможности публиковаться, поскольку режим советской литературной цензуры воспринимал его труды как угрозу существующему политическому режиму. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается похожая ситуация. Скромный историк Мастер написал гениальный роман с библейским сюжетом, но сразу же был раскритикован Латунским за пропаганду «антисоветчины». С позиции цензуры Мастер попал в опалу, его труд был растоптан вопреки литературному таланту автора.

Иван Бездомный, молодой амбициозный, но весьма посредственный автор, наоборот, был провозглашен популярным писателем, потому что писал заказные тексты и строго следовал существующей цензуре. Таким образом, критика оказала кощунственное вмешательство в искусство, навязывая читателю собственное видение и ломая судьбы неугодных ей авторов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что роль критики действительно должна быть заключена в том, чтобы помочь читателю повысить культуру, а не в том, чтобы навязать собственное мнение и видение мира. Нельзя отбирать у людей способность мыслить, преступно вмешиваться в его понимание писательского замысла. Нельзя вести пропаганду с политическим уклоном посредством литературы, растаптывая труды неугодных авторов и выпячивая бездарных, пишущих по заказу свыше.


Текст Толстого А.Н.





Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Богатырь духа, А.С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает...» (по тексту Айхенвальда)
  • «Прошли годы. Предвидение Чинкова сбылось: они открыли узел золотоносных россыпей Территории с очень сложными условиями залегания и с богатым содержанием...» (по тексту Куваева)
  • «Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского...» (по тексту Вересаева)
  • «Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича...» (по тексту Короленко)