«Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского...» (по тексту Вересаева)

Одна из проблем, поставленная автором текста:

Проблема разного отношения к жизни (В чём противоречие в отношении к жизни Достоевского и Толстого?)



В чём противоречие в отношении к жизни Достоевского и Толстого? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Викентий Викентьевич Вересаев, русский, советский писатель, переводчик, литературовед.

Размышляя над проблемой противоречия жизненной философии Достоевского и Толстого, автор утверждает, что редко можно найти человека, которому бы в равной степени нравились эти писатели в силу взаимоисключающих их мировоззренческих позиций.

Рассказывая о творчестве Достоевского, Вересаев обращает внимание читателей на его характерные черты: скорбь, пропаганду одиночества как единственную возможность согласовать внутренние силы, муки незавершенности, постоянную пустоту, противоречия. Жажда мук с позиции Достоевского – естественное человеческое желание, ибо именно в них человек совершенствуется и познает самого себя. В этом он видит особенное «сладострастие», красоту, любовь к миру. Темное, трагическое, мертвенное начало позволяет человеку постигать окружающий мир. Для того чтобы познать мир и собственную сущность, по Достоевскому нужно идти разумом, умственным путем, вести борьбу, отметая природные инстинкты.

Толстой же, наоборот, утверждает жизнь в ее красочном многообразии, его знание идет инстинктивным, природным путем, который имеет живое, одухотворенное начало, в его произведениях «земля живет», а «растения веселы».


Таким образом, анализируя данные примеры, автор показывает взаимоисключающую разноплановость философий классических писателей.

С мнением Викентия Викентьевича Вересаева невозможно не согласиться: произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого действительно стоят на разных полюсах мировоззренческих позиций.

Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» детально описываются душевные мытарства Родиона Раскольникова, с присущим автору трагизмом. Раскольников внутренне пуст и мертв, он постоянно размышляет о смысле своего существования и месте в этом мире. Следователь Порфирий Петрович, пытаясь «перевоспитать» убийцу и добиться от него признания, действует исподволь, намеками, постоянно возвращая преступника к мучительным мыслям о содеянном. План его удается: Раскольников осознает ошибочность собственной теории и входит на новый уровень осознания.

Л.Н. Толстой в своих произведениях ведет героев к познанию красоты жизни, их путь труден, но в большинстве случаев светел и позитивен. Например, Пьер Безухов смог обрести семейное счастье, потому что не погрязал душой в собственных неудачах, был прост и открыт, любил жизнь во всем ее многообразии. Очень многое ему дало в духовном плане общение с Платоном Каратаевым – простым русским мужиком, умеющим ценить жизнь в ее простоте и позитиве.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Достоевский и Толстой ведут читателя разными путями к познанию жизни, один утверждает смерть и мучения, а другой – жизнь и наслаждение всеми ее проявлениями.


Текст Вересаева В.В.





Еще сочинения по пособию И.П. Цыбулько:

  • «Богатырь духа, А.С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает...» (по тексту Айхенвальда)
  • «Прошли годы. Предвидение Чинкова сбылось: они открыли узел золотоносных россыпей Территории с очень сложными условиями залегания и с богатым содержанием...» (по тексту Куваева)
  • «Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича...» (по тексту Короленко)
  • «Есть люди, которые отрицают значение критики. В этом есть доля истины...» (по тексту Толстого)