«Трудно во всемирной литературе найти двух художников, у которых отношение к жизни было бы до такой степени противоположно, как у Толстого и у Достоевского...» (по тексту Вересаева)
Одна из проблем, поставленная автором текста:
Проблема разного отношения к жизни (В чём противоречие в отношении к жизни Достоевского и Толстого?)
В чём противоречие в отношении к жизни Достоевского и Толстого? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Викентий Викентьевич Вересаев, русский, советский писатель, переводчик, литературовед.
Размышляя над проблемой противоречия жизненной философии Достоевского и Толстого, автор утверждает, что редко можно найти человека, которому бы в равной степени нравились эти писатели в силу взаимоисключающих их мировоззренческих позиций.
Рассказывая о творчестве Достоевского, Вересаев обращает внимание читателей на его характерные черты: скорбь, пропаганду одиночества как единственную возможность согласовать внутренние силы, муки незавершенности, постоянную пустоту, противоречия. Жажда мук с позиции Достоевского – естественное человеческое желание, ибо именно в них человек совершенствуется и познает самого себя. В этом он видит особенное «сладострастие», красоту, любовь к миру. Темное, трагическое, мертвенное начало позволяет человеку постигать окружающий мир. Для того чтобы познать мир и собственную сущность, по Достоевскому нужно идти разумом, умственным путем, вести борьбу, отметая природные инстинкты.
Толстой же, наоборот, утверждает жизнь в ее красочном многообразии, его знание идет инстинктивным, природным путем, который имеет живое, одухотворенное начало, в его произведениях «земля живет», а «растения веселы».
Таким образом, анализируя данные примеры, автор показывает взаимоисключающую разноплановость философий классических писателей.
С мнением Викентия Викентьевича Вересаева невозможно не согласиться: произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого действительно стоят на разных полюсах мировоззренческих позиций.
Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» детально описываются душевные мытарства Родиона Раскольникова, с присущим автору трагизмом. Раскольников внутренне пуст и мертв, он постоянно размышляет о смысле своего существования и месте в этом мире. Следователь Порфирий Петрович, пытаясь «перевоспитать» убийцу и добиться от него признания, действует исподволь, намеками, постоянно возвращая преступника к мучительным мыслям о содеянном. План его удается: Раскольников осознает ошибочность собственной теории и входит на новый уровень осознания.
Л.Н. Толстой в своих произведениях ведет героев к познанию красоты жизни, их путь труден, но в большинстве случаев светел и позитивен. Например, Пьер Безухов смог обрести семейное счастье, потому что не погрязал душой в собственных неудачах, был прост и открыт, любил жизнь во всем ее многообразии. Очень многое ему дало в духовном плане общение с Платоном Каратаевым – простым русским мужиком, умеющим ценить жизнь в ее простоте и позитиве.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Достоевский и Толстой ведут читателя разными путями к познанию жизни, один утверждает смерть и мучения, а другой – жизнь и наслаждение всеми ее проявлениями.
Текст Вересаева В.В.