13.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик (по тексту Л.Н. Толстого)


Известный современный лингвист Григорий Яковлевич Солганик утверждает, что форма изложения от первого лица придает повествованию искренность, исповедальность. С его мнением нельзя не согласиться: действительно, такая форма изложения предполагает большую открытость и проникновенность, чем остальные.

В тексте великого русского писателя и публициста Льва Николаевича Толстого повествование ведется от формы первого лица, поэтому рассказ затрагивает душу читателя и вызывает сочувствие к судьбе главного героя. В первом же предложении автор использует форму первого лица: у читателя сразу возникает ощущение, что молодой человек делится с ним самым сокровенным. Он давно думал, что «надо переменить что-то в своих убеждениях», но «не давал ясного отчета в том, что ожидало» его, и потому не торопился что-то менять и был вполне доволен своей жизнью (предложения 1-2). В таком, слишком уверенном настроении он приехал на экзамен по математике, надменно-снисходительно подтрунивая над теми, кто выходил из дверей кабинета после экзаменовки. Интеньев не удержался от того, чтобы подколоть робкого Иленьку Грапа, в очередной раз красуясь перед однокашниками. Презрительно улыбнувшись в ответ на бормотание Грапа, Иртеньев продолжал пребывать в рассеянности и самолюбовании, вместо того, чтобы зубрить билеты перед предстоящим испытанием. Все, что происходило дальше, со слов героя, было как страшный сон: у него не находилось никаких вразумительных ответов на билет, который он вытащил.


Далее следует драматичная сцена, когда Иртеньев плакал горькими слезами и не выходил из комнаты в течение трех дней. «Я был оскорблен, унижен», – признается он в глубоком отчаянии (предложение 20). Форма первого лица передает чувство сломанной гордыни, горькое сожаление героя о случившемся. Наконец, он берет свою заветную тетрадь с «правилами жизни» и, перечитывая ее, твердо решает изменить свое поведение. Пережив «тяжелые, мучительные для самолюбия минуты», Иртеньев осознал свои ошибки. Он решил дополнить свои «правила жизни» еще несколькими пунктами, в которых значилось, что он никогда впредь не будет делать ничего дурного (предложение 28).

Таким образом, форма первого лица помогает автору сделать историю максимально достоверной, придает рассказу пронзительность, искренность, исповедальность. Читатель сочувствует Иртеньеву, потому что понимает, что это не пропащий, дурной человек, а глупый юнец, заблудившийся в дебрях жизни. Он проникается верой в то, что молодой человек исправится, что его слова не пустой звук. Возможно, кто-то из читателей вспомнит свои подобные ошибки юности и улыбнется, вспомнив, как быстро идут годы.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что форма первого лица действительно передает большую искренность, проникновенность. Такое построение текста настраивает на интимность, откровенность, вызывает сочувствие и положительный отклик читательской аудитории.




Вариант 25 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Я думал, думал, и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь...» (по тексту Л.Н. Толстого)
  • 13.3. Почему важно уметь признавать свои ошибки? (по тексту Л.Н. Толстого)