13.2. «Я думал, думал, и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь...» (по тексту Л.Н. Толстого)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько главный герой осознал собственные ошибки. Ситуация с провалом на экзамене после того, как он высмеял своих однокашников за их душевную слабость, наложила глубокий отпечаток в его душе, стала горьким уроком. Иртеньев принял решение впредь не делать никому ничего дурного, убрать чувство мнимого превосходства и быть добрее по отношении к окружающим людям.

Как следует из текста, Иртеньев не был глубоко испорченным человеком: он давно уже подозревал, что с ним что-то не так и его поведение требует корректировки. Он давно уже завел тетрадь с «правилами жизни», куда записывал собственные выводы, делал пометки. Однако будучи юным и беспечным, герой не торопился претворить свои планы в жизнь, продолжая взращивать в себе свои недостатки – чрезмерную гордыню и мнимое чувство превосходства над другими (предложение 2). Предстоящий экзамен по математике его не пугал: вместо того, чтобы готовиться, он подсмеивался над более робкими студентами. Иртеньев заранее ликовал и праздновал победу, которой еще не было, он уже мысленно предвкушал, как будет пировать в трактире по случаю окончания экзамена.


Рассеянность и беззаботность не оставляли Иртеньева даже в день экзамена. Следуя старой привычке, молодой человек не упустил случая, чтобы не подколоть пугливого Иленьку Грапа, презрительно улыбаясь (предложение 5).

Когда Иртеньев потерпел оглушительный провал и не был допущен к переводу на следующий курс, с ним стряслась настоящая душевная драма. Молодой человек три дня плакал и не выходил из комнаты, а попытки домашних его утешить воспринимал как настоящее унижение (предложения 21-22). Поначалу Иртеньев старался обвинить в случившемся профессора и товарищей, но после долгих и тщательных раздумий осознал, что в своих бедах виноват только он сам. Успокоившись, он взял тетрадь с «правилами жизни» и дополнил ее несколькими новыми пунктами. На студента нашли минута искреннего «раскаяния и морального порыва», он торжественно пообещал себе больше никому не делать зла и снять с себя маску превосходства (предложение 28). Этот горький урок стал для него переломным моментом, ибо с него для героя начался путь к добру и милосердию. Можно предполагать, от скольких ошибок это решение уберегло его в дальнейшем: ведь зло и гордыня порождают только плохое и лишают человека нравственного развития. У читателя не остается сомнений, что Иртеньев больше не повторит этих же ошибок, что все в его жизни сложится, потому что он стал добрее, морально устойчивее, осознаннее.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Иртеньев искренне раскаялся в своем дурном поведении, что он осознал, к чему приводит гордыня и чувство мнимого превосходства над остальными. Надменный человек копит злость в душе и занят мыслями о том, как унизить других, ему некогда заниматься собственной жизнью и строить свою счастливую судьбу. Добрый посыл не останется не замеченным, он всегда найдет отклик в сердцах окружающих людей.




Вариант 25 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик (по тексту Л.Н. Толстого)
  • 13.3. Почему важно уметь признавать свои ошибки? (по тексту Л.Н. Толстого)