13.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-желтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту В.Г. Короленко)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько мальчик был заворожен красотой преображенной природы, насколько сильное впечатление оказало на него созерцание солнечных лучей. Его душевное состояние вмиг преобразилось: с лица ушла печать тоски, и пришло оживление. Мальчик был в этот момент чрезвычайно счастлив, потому что вдохновился красотой и таинством природы.

В самом начале рассказа перед читателем предстает мрачная, депрессивная картина: «угрюмая река», «унылый гул лиственниц», убого освещенная избушка (предложения 2-3). Вечное печальное существование обитателей избушки, однообразное и монотонное, навевает тоску и безысходность. Мальчик лет восьми учится читать под строгим надзором дедушки: он по складам напряженно разбирает слова, это занятие его сильно утомляет и действует угнетающе (предложения 9, 28). Малыш очень бледен, изможден, все ему дается с большим трудом, ничего не радует. Очевидно, что столь безжизненная, тягостная атмосфера наполняет жизнь семьи большую часть времени, это уже стало обыденным явлением. Строгая монументальная фигура деда дополняет мрачную обстановку: красивое бледное лицо, высокий обнаженный лоб, подслеповатые глаза в поблескивающих очках рождают авторитарный образ (предложения 5-9). Малыш напряжен, он не хочет расстраивать деда, но новые слова даются с большим трудом. Он то и дело спрашивает у дедушки значения слов, но делает это с тем же безучастным видом. Сейчас он воспринимает мир как что-то безрадостное и угрюмое, где много трудностей и проблем.


Совершенно другие краски писатель представляет во второй части рассказа, в моменте, когда мальчик с дедушкой любуются солнечными лучами. Под воздействием солнца мрачная природа вмиг преобразилась: «за горами свершалось что-то ликующее и радостное» (предложение 51). Неподвижные горы будто бы затрепетали, «загорелся» утес, косые лучи озарили убогие, сиротливые лачуги. Все это мгновенно отразилось на душевном состоянии мальчика: бледное лицо его оживил румянец, губы расплылись в улыбке, глаза сверкали от нахлынувшей радости (предложение 50). Мальчик уже забыл, как еще совсем недавно он испытывал душевные муки, теперь он наслаждался свободой и радостью бытия. Ему хотелось слиться с этим волшебным, чарующим светом, наполняться этой гармонией и пребывать в душевном равновесии. Восхищение наполняло все существование ребенка, ведь такое зрелище было им открыто впервые. Можно не сомневаться, что впечатления от увиденного останутся с мальчиком надолго: теперь он в минуты грусти будет вспоминать, насколько прекрасен мир и сколько в нем гармонии.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мальчик получил много новых разнообразных впечатлений от созерцания солнечных лучей. Он мгновенно утратил депрессивный настрой и обрел чувство радости и оживления. Малыш был вдохновлен очарованием природы, он по-другому взглянул на мир, который его окружал.




Вариант 30 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб (по тексту В.Г. Короленко)
  • 13.3. Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? (по тексту В.Г. Короленко)