13.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб (по тексту В.Г. Короленко)


Как утверждает известный лингвист Ирина Борисовна Голуб, качественные имена прилагательные являются самой живописной частью речи. С ее словами нельзя не согласиться: действительно, с помощью качественных прилагательных любой предмет можно описать максимально точно и ярко, поскольку качественные прилагательные характеризуют именно качества и свойства.

В тексте Владимира Галактионовича Короленко используется много качественных имен прилагательных. В начале рассказа с помощью качественных прилагательных автор показывает унылую обстановку, в которой жил мальчик, его депрессивное душевное состояние. Река Лена «узка», «быстра» и «угрюма»; «унылый» гул лиственниц дополняет «печальное» существование (предложения 2-3). В избушке царит «убогий желтоватый» свет; мальчик учится читать, проговаривая слоги «деревянным, безучастным» голосом (предложение 20). Малыш читает с «напряженным» вниманием, видно, что это занятие изматывает его, а не увлекает (предложение 9). Качественные прилагательные погружают читателя в мрачную, убогую атмосферу, убивающую монотонностью и однообразием. С помощью качественных имен прилагательных автор детально представляет портрет старика: это пожилой мужчина с «красивым бледным» лицом, «подслеповатыми» глазами, «серой» бородой, «высоким обнаженным» лбом (предложения 5-6). Строгий монументальный образ старика дополняет мрачную атмосферу, утяжеляет ее.


Совершенно другое настроение представлено во второй половине текста: здесь уже качественные прилагательные вносят ощущение динамики, живости, гармонии, радости жизни. Как только ребенок обратился с вопросом к деду, когда они пойдут смотреть на солнце, его голос преобразился, стал «взволнованным», «живым» (предложение 29). В момент самой прогулки и созерцания солнца глаза мальчика были «расширены» от нахлынувших эмоций, взгляд светился восторгом и радостью (предложение 47). «Бледно-желтые» щеки малыша загорелись румянцем, казалось, солнце вдохнуло жизнь в его тщедушное, изможденное тельце (предложение 50). Что-то «ликующее и радостное» свершалось с природой под воздействием солнца, и это вселяло в душу трепет и благоговение (предложение 51).

Автор мастерски с помощью качественных имен прилагательных сопоставил унылый вид лачуг, вмиг преобразившихся под ослепительными солнечными лучами: теперь все это казалось каким-то другим, новым, загадочным. «Сиротливые» избушки, «темная» река, «убогая» щель и «бледный» мальчик утопали в золотистом свете солнечных лучей, представляя собой необыкновенное зрелище (предложение 53). «Холодный» сумрак рассеивался под «косыми» лучами, солнечный свет ласково касался «бледного восхищенного» лица мальчика (предложение 57).

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что качественные имена прилагательные действительно являются самой живописной частью речи. Они очень ярко, красочно характеризуют предмет, дают ему исчерпывающую характеристику.




Вариант 30 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-желтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту В.Г. Короленко)
  • 13.3. Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? (по тексту В.Г. Короленко)