9.1. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» - Н.Ф. Бунаков


Н.Ф. Бунаков выражал следующую мысль: грамматика показывает то, как люди пользуются языком, демонстрируя свой внутренний мир. Объясним то, о чем рассуждал известный лингвист.

Грамматика сливает в себе воедино морфологию, которая изучает то, как строятся формы слова, и синтаксис, который изучает то, как строятся словосочетания и предложения. Грамматическое богатство речи заключается в том, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному, используя те или иные средства построения высказывания. То, в какие формы человек ставит слова, и то, как именно он строит словосочетания и предложения, указывает на многие особенности внутреннего мира человека. Умение употреблять нужные формы слов и верно строить синтаксические конструкции может говорить об образованности человека. Еще лучше, когда человек использует такие морфологические и синтаксические средства, которые делают его высказывание не только правильным с точки зрения грамматики, но и точным и выразительным, что помогает воспринимающему понимать высказывание не частично, а полноценно. Это можно обосновать, опираясь на текст А. Грина.


Сначала рассмотрим предложения 36-37, в которых наблюдаются вопросы, которые задает Ассоль Эглю: «Ты разве видел? Тебе кто-то сказал или ты угадал?». Видно, что героиня правильно употребляет глаголы «видеть», «сказать», «угадать», ставя их в изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, 2-ое («видеть» и «угадать») или 3-е («сказать») лице, мужской род. Примечательно, что Ассоль употребляет глагольную форму «видеть», а не «видать», которой многие авторы наделяют некоторых своих персонажей. Употребление не разговорной, а соответствующей литературной норме формы многое говорит о героине. Речь Ассоль подтверждает отраженную в предложении 1 мысль о том, что отец выучил ее «читать и писать». Анализ грамматики героини позволяет сделать вывод о том, что для своего малого возраста Ассоль является весьма образованным человеком.

Теперь проанализируем предложение 60, которое с точки зрения грамматики является сложной синтаксической конструкцией. Ведущий вид связи – сочинительный, так как наблюдаются две главные части, которые разделяются союзом «и». Наблюдается и подчинительная связь, когда одни части всего предложения зависимы от других. В сложной синтаксической конструкции видны два однородных определительных придаточных предложения, начинающихся словами «где», и придаточное цели, которое начинается словом «чтобы». Также в первом главном предложении есть однородные сказуемые «посадит» и «привезет». Так, обращение к сложной синтаксической конструкции, использование нескольких видов связи, наличие и главных, и придаточных предложений нескольких типов, обращение и к однородным, и к неоднородным придаточным предложениям, наличие однородных членов предложения – все это указывает на образованность Эгля, подчеркивает его творческий склад ума, способность излагать свои мысли не только точно, но и выразительно.

Таким образом, нельзя не согласиться с известным лингвистом Н.Ф. Бунаковым в том, что грамматика может передавать особенности внутреннего мира человека.




Вариант 36 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы» (по тексту Грина)
  • 9.3. Что даёт человеку надежда? (по тексту Грина)