ОГЭ-2023 - сочинения (36 вариантов) по И.П. Цыбулько
Готовые сочинения (36 вариантов) по пособию И.П. Цыбулько для подготовки к ОГЭ 2023 года по русскому языку.
-
Вариант 1
- 9.1. «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем» - И.А. Гончаров
- 9.2. «Всё кончено, всё кончено, - с горечью думает Буланин, - я самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный…» (по тексту Куприна)
- 9.3. Почему для каждого так важна любовь матери? (по тексту Куприна)
-
Вариант 2
- 9.1. «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится» - В.Д. Черняк
- 9.2. «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание» (по тексту Куприна)
- 9.3. В чём сила доброты? (по тексту Куприна)
-
Вариант 4
- 9.1. «Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» - Н.А. Заболоцкий
- 9.2. «Играют с азартом» (по тексту Чехова)
- 9.3. Какое место в жизни ребёнка занимает игра? (по тексту Чехова)
-
Вариант 5
- 9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик
- 9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Толстого)
- 9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Толстого)
-
Вариант 7
- 9.1. «В большинстве случаев обмен репликами опирается на понятную собеседникам ситуацию общения и общие знания, поэтому в диалогической речи часто используются неполные предложения» - И.Б. Гусарова
- 9.2. «И все, решительно все, довольны, веселы, счастливы даже. И какие у всех хорошие, добрые человеческие лица» (по тексту Шмелева)
- 9.3. Как проявляется сострадание? (по тексту Шмелева)
-
Вариант 8
- 9.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» - И.Б. Гусарова
- 9.2. «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, захвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… – Я погиб!» (по тексту Аверченко)
- 9.3. Полезно или вредно быть фантазёром? (по тексту Аверченко)
-
Вариант 9
- 9.1. «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» - Е.А. Бахмутова
- 9.2. «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твёрдо и прочно поселилась тёмная, злая, ненастная осенняя ночь» (по тексту Чарской)
- 9.3. Что влияет на наш внутренний мир? (по тексту Чарской)
-
Вариант 10
- 9.1. «Образность в широком смысле этого слова – живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи – частное её проявление» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Взрослые люди, кто подобрей, кто внимательно присматривается друг к другу, говорят о мальчике: – Пепе будет нашим поэтом…» (по тексту Горького)
- 9.3. Зачем человеку нужна фантазия? (по тексту Горького)
-
Вариант 11
- 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Отец и сын по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым» (по тексту Андреева)
- 9.3. Что может помочь людям понять друг друга? (по тексту Андреева)
-
Вариант 13
- 9.1. «Многие слова в русском языке обладают стилистической окраской, то есть не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции и чувства» - Г.Я. Солганик
- 9.2. «В этом плане была допущена небольшая ошибка: Артур Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания» (по тексту Грина)
- 9.3. В чём проявляется сострадание? (по тексту Грина)
-
Вариант 14
- 9.1. «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука» (по тексту С. Чёрного)
- 9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту С. Чёрного)
-
Вариант 17
- 9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская
- 9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту Шмелева)
- 9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту Шмелева)
-
Вариант 19
- 9.1. «В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать действие» - А.К. Югов
- 9.2. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя» (по тексту Грина)
- 9.3. Что дает человеку воображение? (по тексту Грина)
-
Вариант 20
- 9.1. «В тексте сравнение и метафора часто взаимодействуют: сравнение как бы подготавливает метафору, или поясняет её, или обновляет образное значение слова» - Е.И. Никитина
- 9.2. «В таком случае приходите завтра ко мне, и мы вместе приготовим следующий немецкий урок» (по тексту Чарской)
- 9.3. В чём заключается настоящая помощь человеку? (по тексту Чарской)
-
Вариант 21
- 9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно» (по тексту Паустовского)
- 9.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту Паустовского)
-
Вариант 22
- 9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская
- 9.2. «Оба они понимают замешательство учителя» (по тексту Чехова)
- 9.3. Какими качествами должен обладать хороший учитель? (по тексту Чехова)
-
Вариант 23
- 9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник
- 9.2. «Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни. <…> Каждая из них – часть сердца человека, которого называют писателем!» (по тексту Шмелева)
- 9.3. Почему чтение должно быть избирательным? (по тексту Шмелева)
-
Вариант 24
- 9.1. «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» - В.В. Виноградов
- 9.2. «В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается» (по тексту Соколова-Микитова)
- 9.3. Почему нужно быть наблюдательным? (по тексту Соколова-Микитова)
-
Вариант 25
- 9.1. «Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие, они употребляют разные слова» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Так капитаном и собственником корабля стал Артур Грэй» (по тексту Грина)
- 9.3. Почему важно быть целеустремлённым? (по тексту Грина)
-
Вариант 26
- 9.1. Важно не само определение, а сочетание, которое оно образует с определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона» - Д.Э. Розенталь
- 9.2. «Я бы умер, – сказал он глухо. Её губы задрожали, как в день их первого знакомства, и она сказала с трудом слабым, детским голосом: – И я тоже…» (по тексту Короленко)
- 9.3. Какие жизненные ценности важны для человека? (по тексту Короленко)
-
Вариант 27
- 9.1. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» - В.Г. Короленко
- 9.2. «И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?» (по тексту Достоевского)
- 9.3. Что такое высокая душа? (по тексту Достоевского)
-
Вариант 30
- 9.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб
- 9.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту Короленко)
- 9.3. Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? (по тексту Короленко)
-
Вариант 31
- 9.1. «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным» - М.А. Кронгауз
- 9.2. «Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью» (по тексту Паустовского)
- 9.3. Как нужно относиться к животным? (по тексту Паустовского)
-
Вариант 32
- 9.1. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения» - Ф.И. Буслаев
- 9.2. «Она в лесу точно хозяйка и родная всему вокруг, - она ходит медведицей, всё видит, всё хвалит и благодарит» (по тексту Горького)
- 9.3. Что даёт человеку общение с природой? (по тексту Горького)
-
Вариант 33
- 9.1. «Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности» - Л.А. Введенская
- 9.2. «А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги» (по тексту Куприна)
- 9.3. Какие жизненные ценности важны для человека? (по тексту Куприна)
-
Вариант 34
- 9.1. «Слово – это и звук, и смысл. Родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей – с жизнью и её смыслом» - В.С. Непомнящий
- 9.2. «Мы были довольны и им, и – почти бессознательно – собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались бы слабостью кого-нибудь из «старых»» (по тексту Короленко)
- 9.3. Как характеризует человека его нравственный выбор? (по тексту Короленко)
-
Вариант 35
- 9.1. «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные» - Г.Я. Солганик
- 9.2. «Мать задумалась и тихо сказала: – Тебе это приснилось» (по тексту Платонова)
- 9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту Платонова)
-
Вариант 36
- 9.1. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» - Н.Ф. Бунаков
- 9.2. «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы» (по тексту Грина)
- 9.3. Что даёт человеку надежда? (по тексту Грина)