9.2. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя» (по тексту Грина)


В финале текста А. Грина говорится о том, что увиденная однажды в библиотеке картина, на которую Грэй приходил любоваться еще несколько раз, для него явилась тем «словом», которое было нужно для «беседы души с жизнью», которое было необходимо для понимания самого себя. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: внимательное рассмотрение картины с изображением моря, корабля и капитана помогло Артуру Грэю понять, что море – это его стихия, поспособствовало зарождению в нем желания стать капитаном.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Во-первых, из предложений 15-21 видно, что картина, на которой были изображены корабль, который «вздымался» на напоминающий «крылья гигантской птицы» гребень морского вала, стекающие по его склону и «летевшие в воздух» «струи пены», «полные неистовой силы шторма» паруса корабля, которые «валились всей громадой назад», переходили вал, выпрямлялись, «склонялись над бездной», «мча судно к новым лавинам», сильно повлияла на становление личности Артура Грэя. Море, которое увидел мальчик на картине, «постепенно укладывалось» в нем, о чем говорилось в предложении 36. Исходя из предложения 7, именно тогда «неукротимым желанием» стали «разрозненные черты духа» Артура, «намеки его души», «оттенки тайных порывов». Читатель понимает: наблюдение за изображенным на картине морем помогло Артуру понять, что именно в нем заключена его сущность и сама его жизнь.

Во-вторых, в предложении 1 Грэю дается следующая авторская характеристика: «родился капитаном, хотел быть им и стал им». Читатель понимает, что момент, когда герой захотел стать капитаном, был тогда, когда он впервые увидел образ капитана, изображенный на находившейся в библиотеке картине. Видно, что «танцующее положение тела» «обращенного к чему-то на палубе» и «поглощенного опасным моментом» капитана, оказало огромное влияние на внутренние порывы Артура Грэя. Воображая, что капитан, который на изображении стоял спиной к зрителю, что-то кричал, думая о том, почему именно он кричал, Артур рисовал в своем воображении ситуации, которые могли произойти в жизни капитана: он мог звать боцмана, ему могло быть необходимо повернуть корабль, он даже мог видеть, как кто-то «валился за борт». И все эти ситуации привлекали мальчика, заставляя его воспевать деятельность капитана. «Крайняя напряженность внимания», которую проявлял капитан, его выражающая «характер момента» поза, полы его кафтана, которые «трепались ветром», – все это настолько приковывало внимание мальчика, что он начал мечтать о том, чтобы стать капитаном. Сделать выводы об этом позволяет анализ предложений 22-26.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в предложенной для анализа фразе из текста А. Грина говорится о том, что картина, на которой были изображены море и капитан на корабле, помогла Артуру Грэю в понимании самого себя: своих интересов и предпочтений, жизненных ценностей и идеалов.




Вариант 19 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать действие» - А.К. Югов
  • 9.3. Что дает человеку воображение? (по тексту Грина)