9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская


Л.А. Введенская выражала мысль о том, что создание выразительности связано со средствами всех уровней языка. О чем же говорила современный лингвист? Попытаемся это понять.

Под выразительностью речи принято понимать способность воздействовать на чувства, вызывать и поддерживать интерес и внимание, усиливать впечатление от высказывания. Средствами языковой выразительности называются такие языковые явления, с помощью которых мысль выражается полноценно. Экспрессивными являются все языковые уровни, бывают фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические выразительные средства. Экспрессивную функцию по большей части выполняют лексические (к примеру, тропы, фразеологизмы, профессионализмы и диалектизмы, неологизмы и устаревшие слова и др.) и синтаксические (например, стилистические фигуры, синонимичные синтаксические конструкции и др.) средства. Но выразительность может быть создана и средствами фонетики (к примеру, интонация, ударение, звукопись и др.), словообразования (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы и другие суффиксы субъективной оценки, словообразовательные архаизмы и др.) и морфологии (к примеру, частеречные синонимы, морфологические формы в переносном значении и др.). Воздействующая функция может быть выполнена средствами всех уровней. Чтобы доказать это, обратимся к тексту И.С. Шмелева.


Во-первых, рассмотрим предложения 10-13, в которых обнаруживается большое количество олицетворений. Говоря о том, что метла «бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала», рассказчик подчеркивает, что метла «была живая». Сравнивая половую щетку с «котом на палке», отмечая, что она стояла в углу, будто ее наказали, обращая внимание на ее «волосики», рассказчик выражает мысль о том, что «была живая» и половая щетка. Олицетворения, которые относятся к тропам, которые в свою очередь относятся к лексическим средствам выразительности, помогают И.С. Шмелеву продемонстрировать особое отношение рассказчика к окружающему миру: все находящиеся вокруг себя предметы, даже неодушевленные, герой воспринимал как живых существ, что помогало ему развивать творческие способности.

Во-вторых, обратим внимание на предложения 33-34. В своей речи рассказчик используют слова с суффиксами субъективной оценки: «речушка», «зорька». Важно то, что слов с такими суффиксами во всем тексте насчитывается не так много, в большинстве случаев рассказчик, описывая становление себя-писателя, употребляет нейтральные с точки зрения словообразования слова. Поэтому слова «речушка» и «зорька» действительно выделяются в повествовании. С помощью словообразовательного выразительного средства автору удается продемонстрировать положительное отношение рассказчика к тому дню, когда в написании творческих работ он «перешел» от школьных сочинений к «собственному». С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов удалось подчеркнуть, что те явления, которые окружали тогда героя, были ему по-настоящему дороги.

Подводя итоги, можно отметить, что выразительность действительно может быть рождена с помощью средств всех языковых уровней.




Вариант 17 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту Шмелева)
  • 9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту Шмелева)