9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту Шмелева)


В финале текста И.С. Шмелева продемонстрированы чувства рассказчика, который был уверен, что он должен «готовиться». Перед читателем возникает вопрос: «готовиться» к чему? Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: невзирая на интерес к писательству и развитие творческих способностей с самого детства, невзирая на некоторые успехи в словесном деле, рассказчик не считал себя писателем, понимая, что ему нужно только «готовится» к этому, оттачивая свои навыки. Чтобы обосновать это, можно обратиться к примерам из самого текста.

Из предложений 7-13 видно, что, будучи ребенком, рассказчик говорил с окружающими его неодушевленными предметами, которые казались ему живыми. Согласно предложению 4, нянька называла героя «балаболкой», которая «мелет невесть чего». Автором показывается, что уже в детстве рассказчик развивал в себе способности видеть необычайный окружающий мир, выражать свое отношение к нему с помощью слов. В предложениях 14-15 говорится о том, что уже в третьем классе герой написал «имевшую большой успех» собственную «длинную и в стихах» «Поэму» о путешествии учителей на Луну при помощи сделанного из «необъятных штанов» учителя-латиниста воздушного шара. Однако, как подчеркивает И.С. Шмелев, после написания «Поэмы» рассказчик даже не думал о том, чтобы называть себя писателем. В предложениях 17-18 и 21 указывается, что писательские способности героя «расцвели пышно на сочинениях», что в них он помещал лирические отступления, «как у Гоголя». Свобода слова, которую при написании сочинений дал ему новый учитель-словесник, способствовала тому, что рассказчик «записал ретиво», о чем говорится в предложениях 26-27. И даже когда от школьных сочинений рассказчик перешел к «собственному», что описывается в предложении 31, он не называл себя писателем. Примечательно, что не позволяет себе этого герой даже после публикации его рассказа «У мельницы» в журнале.


Почему же этот с самого детства развивающий писательские навыки человек, который еще в третьем классе написал свое первое самостоятельное произведение, которому уже удалось напечатать свой рассказ, не дает себе права называться писателем? Согласно предложению 49, после публикации в журнале герой осознал, что к «чему-то великому и священному» он «только лишь прикоснулся». В предложенной для анализа фразе указывается, что после первой публикации рассказчик осознал, что ему нужно «готовиться» стать писателем, которым он себя, согласно предложению 55, еще «не чувствовал», о чем он даже «боялся думать». Герой понял, что ему необходимо оттачивать свои навыки, узнавать много новой информации, еще больше обращать внимание на окружающий мир для того, чтобы называться писателем.

Подводя итоги, можно отметить, что в финале текста И.С. Шмелева демонстрируются чувства рассказчика, который понимал, что ему нужно «готовиться» к тому, чтобы стать настоящим писателем.




Вариант 17 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту Шмелева)