9.3. Как у человека проявляются творческие способности? (по тексту Шмелева)


Творчество – это такая деятельность, которая нацелена на создание чего-то нового при использовании каких-то оригинальных замыслов и идей. Результатом творчества являются произведения живописи, музыки, литературы, архитектуры, скульптуры и др. Далеко не каждый человек обладает способностями, позволяющими ему заниматься творческой деятельностью. Развитие творческих способностей связано с особым отношением человека к окружающему его миру во всех его проявлениях, даже самых обыденных. Творческие люди интересуются теми явлениями, которые окружают их в повседневной жизни, наблюдая за ними, они делают определенные выводы, которыми они хотят поделиться с другими людьми. Воображение, критическое мышление, гибкость идей – это то, что помогает людям создавать что-то оригинальное, по-настоящему творческое. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту И.С. Шмелева и к читательскому опыту.

В тексте И.С. Шмелева творческим человеком можно назвать рассказчика, которому удалось опубликовать свой рассказ «У мельницы» в журнале. Но автор подчеркивает, что добился этого рассказчик вовсе не случайно. В школьные годы герой писал «ретиво», «пышно расцветя на сочинениях», в которые он добавлял что-то от себя, например, лирические отступления, «как у Гоголя». Видно, что рассказчик обладал собственным видением на вещи, привнося что-то оригинальное в повседневное. Еще в третьем классе рассказчик написал собственное произведение: «длинную и в стихах» «Поэму» о путешествии на Луну, которое совершили учителя, используя воздушный шар, сделанный из «необъятных штанов» учителя-латиниста. И.С. Шмелев подчеркивает, что создавать по-настоящему творческие произведения рассказчику помогали фантазия и воображение. То, что герой был, по словам его няни, «балаболкой», которая «мелет невесть чего», то, что в детские годы он разговаривал с неодушевленными предметами, считая их живыми, указывает на то, что рассказчик с самого детства проявлял особый интерес ко многим явлениям окружающего мира, на которые большинство людей даже не обращало внимания, что в итоге помогало ему в развитии писательских способностей.


Проблема творчества поднимается и в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского. В главе «Сон в бабушкином саду» раскрывается образ рассказчика-писателя, рассказ которого был напечатан в журнале «Рыцарь». В этом литературном произведении он отразил «киевское лето: виолончелист Гаттенбергер, незнакомка в Купеческом саду, «Кинь грусть», ночи и мечтательный, немного смешной гимназист». С помощью чего же рассказчику удалось реализовать свой творческий потенциал? Автором подчеркивается, что герой обладал способностью видеть красоту окружающего мира в его обыденности. Рассказчик слышал, как льющаяся с крыши «обыкновенная вода» издавала такой звук, «будто били по клавишам». То, что герой отмечал, что дожди «звонкоголосые», говорит о том, что все вокруг рассказчик считал живым, имеющим собственную душу. Такое особое отношение к миру, интерес ко всем, даже самым обычным явлениям действительности и обусловило развитие писательских способностей героя.

Таким образом, творческие способности человека связаны с наблюдательностью, воображением и собственным видением относительно явлений окружающего мира.




Вариант 17 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней» - Л.А. Введенская
  • 9.2. «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться» (по тексту Шмелева)