9.3. Почему чтение должно быть избирательным? (по тексту Шмелева)


Драгоценными можно назвать те книги, которые приносят людям пользу, оставляя много положительных чувств, эмоций, впечатлений и воздействуя на внутренний мир. Такие книги являются базой для размышлений и рассуждений, они заставляют задумываться над многими философскими и повседневными вопросами. Драгоценные книги помогают человеку понимать окружающий мир и самого себя, учат его нравственности, заставляя пользоваться в повседневности теми жизненными уроками, которые преподавались в книгах. К сожалению, не вся литература оказывает такое положительное воздействие на людей, некоторые книги могут приносить вред, поэтому к выбору произведения для чтения нужно относиться серьезно, избирательно. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту И.С. Шмелева и к читательскому опыту.

В предложенном для анализа тексте через мнение дяди рассказчика отражена позиция самого И.С. Шмелева. Видно, что герой, являвшийся, согласно предложению 3, «книжным» человеком, дом которого, как это описано в предложениях 8-10, наполнен большим количеством книг, «точно их собрали сюда со всего света», имеет богатый литературный опыт. Услышав от своего племянника, что он читает «про «Заколдованную могилу», про «Храбрую шайку и атамана Кольцо», про «Солдата и семь разбойников»», дядя, как показано в предложении 45, утверждает: «Только все это глупости». В предложении 51 продемонстрирована позиция героя: книги «не для смеху пишутся». Дядя рассказчика говорит о том, что читать нужно только хорошие книги, под которыми он, согласно предложениям 46 и 52, понимает те книги, «где говорится о жизни», которые «указывают людям, как надо и как не надо жить». С помощью образа данных рассказчику дядей «Сказок Андерсена» И.С. Шмелев показывает пример «хорошей книги».


Проблема избирательного чтения поднимается и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Макар Девушкин считает отличным литератором Ратазяева, творчество которого не признавала разбирающаяся в книгах Варенька. Автор выражает мысль о том, что такие произведения, как ратазяевские «Итальянские страсти» и «Ермак и Зюлейка», не только не помогают читателям, но и, наоборот, приносят только вред. Присланную Макаром Девушкиным книгу, которая, по его словам, «ради смехотворства одного написана, чтобы людей смешить», Варенька называет «пренегодной книжонкой», которую «в руки брать нельзя». Через образ Вареньки, которая посылает Макару Девушкину «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя, в которых отражена реальная действительность, автор демонстрирует пример хорошей литературы. То, что в романе выражено положительное отношение Ф.М. Достоевского к одним книгам и отрицательное – к другим, помогает понять, что далеко не все книги приносят людям пользу, следовательно, нужно тщательно отбирать литературу для чтения.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что чтение должно быть избирательным, поскольку не все книги приносят людям пользу, учат нравственности, заставляют задумываться над важными вопросами, помогают в познании окружающего мира и самого себя.




Вариант 23 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник
  • 9.2. «Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни. <…> Каждая из них – часть сердца человека, которого называют писателем!» (по тексту Шмелева)