9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник


Г.Г. Граник выражала следующую мысль: при помощи знаков препинания возможно сказать больше, чем «записать буквами». Попробуем объяснить то, о чем же рассуждала лингвист.

Основной функцией знаков препинания является грамматическая функция разделения, выделения и завершения отрезков высказывания. Но функцию они выполняют и смысловую, так как непосредственно словами смысл полностью выразить довольно трудно. Читая текст без знаков, человек лишается возможности полного понимания смысла высказывания. При их помощи выражаются интонационные особенности, которые помогают в выражении мысли. Если в устной речи оттенки смысла во многом передаются через интонацию и невербальные средства общения, то в письменной речи – через пунктуационные знаки. Каждый из них имеет индивидуальные функции. В конкретном тексте тот или иной знак препинания играет свою роль. Через то или иное синтаксическое строение передаются дополнительные оттенки значения. Использование тех или иных знаков препинания помогает в акцентировании внимания на отдельных словах, словосочетаниях и отрезках высказывания, которые важны для понимания авторской мысли. Это можно обосновать, обратившись к тексту И.С. Шмелева.


Во-первых, рассмотрим предложение 9: «Были пол, потолок, окна, двери и… книги». При помощи многоточия обращается внимание на слове «книги», которое в контексте всего текста занимает особо важное место. Посредством пунктуационного знака объясняется смысл предшествующего предложения, в котором говорилось о том, что «в комнате совсем не было стен». Герой, от лица которого ведется повествование, обращает внимание на огромное количество находившихся в доме его дяди книг, которые даже закрывали стены, мешая видеть их. Кроме того, с помощью многоточия подчеркивается удивление от увиденного количества книг, которое испытал мальчик-рассказчик, у которого дома «отобрали две трепаные книжечки», который втайне от родственников читал те книги, которые ему давал дворник Степан.

Во-вторых, обратим внимание на то, что в тексте наблюдается много восклицательных знаков. С их помощью демонстрируются чувства интереса и любопытства, которые испытывали и рассказчик, и его дядя, впервые общаясь друг с другом, а также подчеркивается значение для героев темы литературы, которую они обсуждали. В то же время каждый отдельный восклицательный знак в тексте передает разные дополнительные смыслы в зависимости от контекста. Восклицательный знак, завершающий предложение 31 («Что я читал!»), помогает увидеть радость мальчика-рассказчика от того, что его дядя, этот «книжный» человек, имеющий в своем доме огромное количество книг, спросил у него, что он читает. Восклицательные знаки, завершающие предложения 48 и 51, не только демонстрируют желание дяди рассказчика словесно оказать влияние на племянника, но и помогают понять, что в словах героя отражены мысли самого автора.

Таким образом, нельзя не согласиться с известным лингвистом Г.Г. Граник, говорившей о том, что посредством пунктуационных знаков можно выразить смысл высказывания.




Вариант 23 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни. <…> Каждая из них – часть сердца человека, которого называют писателем!» (по тексту Шмелева)
  • 9.3. Почему чтение должно быть избирательным? (по тексту Шмелева)