9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб выражала следующую мысль: для того чтобы сделать речь более выразительной, «излюблено» применяют однородные члены предложения. Предпримем попытку объяснить то, о чем рассуждала лингвист.

Функционирование средств выразительности всех языковых уровней – одна из характерных черт художественного стиля. Явления синтаксиса считаются одними из часто употребляемых выразительных средств в художественных текстах. Помимо прочего, к ним относятся и однородные члены предложения. Они способны содержать добавочную информацию, делая высказывание более широким, конкретным, исчерпывающим и детальным. С помощью такого средства часто выражается эмоционально-экспрессивная оценка. Используя однородные члены для рождения выразительных образов, авторы воздействуют на читателей, обращая их внимание на ту мысль, которая играет важную роль в понимании всего высказывания. Все это легко обосновать с помощью предложенного для анализа текста К.Г. Паустовского.


Сначала рассмотрим предложения 26 и 31. В первом видны такие однородные сказуемые, как «проснулась» и «заиграла», которые составляют грамматическую основу с подлежащим «шкатулка». Во втором предложении используются такие однородные сказуемые, как «просыпается» и «играет», которые составляют грамматическую основу с подлежащим «она», замещающим слово «шкатулка». Видно, что в своем повествовании рассказчик дважды употребляет схожие синтаксические конструкции. В контексте описания шкатулки, которую героям не удавалось завести, глаголы «проснуться», «просыпаться» синонимичны глаголам «заиграть», «играть», поэтому употребление синонимичных глаголов при описании работы шкатулки становится ярким выразительным средством. Так, видно, что автор в 26 предложении не только говорит о том, что шкатулка заиграла, но и выражает мысль о том, что ее игра воспринималась жителями дома как настоящее чудо. То же самое касается и предложения 31, где отражены предположения рассказчика о том, что шкатулка «просыпалась» еще не один раз, но ее уже никто не слышал.

Теперь обратим внимание на предложение 32, где видно несколько прямых дополнений, которые зависимы от слова «приснится»: «игра», «звон», «ворчанье», «кашель». Выразительность данной фразы в большей мере обусловлена распространенностью этих дополнений, однако и сами однородные члены играют немаловажную для повествования роль. Посредством однородных дополнений К.Г. Паустовский рисует в воображении читателей те связанные с историей о музыкальной шкатулке образы, которые так важны рассказчику: мелодия, издаваемая самой шкатулкой, звуки дождя, ворчанье собаки Фунтика, кашель, якобы издаваемый создателем шкатулки Гальвестоном.

Подводя итоги к сказанному, отметим, что трудно не согласиться с современным лингвистом И.Б. Голуб, говорившей о том, что однородные члены предложения способны усилить выразительность речи.




Вариант 21 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно» (по тексту Паустовского)
  • 9.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту Паустовского)