9.2. «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно» (по тексту Паустовского)


В финале текста К.Г. Паустовского наблюдаются размышления рассказчика, обращающегося к читателям: он признается, что рассказ его будет не напрасным, если читатели смогут представить в своем сознании ту обстановку, которая была связана с найденной шкатулкой. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: подробно описывая игру музыкальной шкатулки и говоря о тех фантазиях, которые были связаны с образом ее творца, рассказчик стремился создать в воображении читателей определенные образы.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Рассказчиком неслучайно подчеркивается, что, найдя музыкальную шкатулку, они, к их огорчению, не смогли завести ее, заметив, что она «была испорчена». Поэтому сама по себе игра шкатулки была для рассказчика и его близких настоящим чудом. То, что герои со шкатулки «осторожно вытерли пыль» и, надеясь, что она заиграет, «нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз», которые «сидели на бронзовом рычажке», указывает на особый интерес персонажей к найденному предмету, но из-за того что мелодию так и не удалось послушать, жители, согласно предложению 24, «в конце концов забыли о ней». Такая внезапная, неожиданная игра уже забытой музыкальной шкатулки действительно запомнилась рассказчику. В его словах о том, что после они уже не смогли «заставить ее снова играть», выражается мысль о том, что самостоятельная игра шкатулки была чем-то особенным для всех них. Поэтому рассказчик хочет не только сохранить этот эпизод в своем сознании, но и воссоздать тот самый момент в воображении читателей.

Описывая ту самую позднюю осеннюю ночь, когда «после многолетнего сна» «проснулась» музыкальная шкатулка, что не могло не удивить героев и не привести их в восхищение, рассказчик концентрирует внимание читателей на определенных деталях, чтобы в их сознании рисовались определенные картины. К таким деталям относятся и описываемый в предложении 25 «стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам», и описываемое в предложении 29 поведение ходиков на часах, которые «притихли от изумления», и описываемые в предложении 27 действия пса Фунтика, который «вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо». Видно, что именно эти образы хотел воссоздать в сознании читателей рассказчик, повествуя о когда-то найденной шкатулке. Кроме того, в тексте не только описывается тот самый день, когда заиграла шкатулка, но и демонстрируется, что воображаемый образ создателя Гальвестона сопровождал их жизнь в доме. Описывая в предложении 20 наделенный жителями «хриплый кашель, когда он невзначай поперхнется дымом из трубки», рассказчик хотел, чтобы в сознании читателей возник не только образ самой шкатулки, но и образ ее создателя.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста К.Г. Паустовского подчеркивает стремление рассказчика создать в воображении читателей определенные образы, связанные с музыкальной шкатулкой.




Вариант 21 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту Паустовского)