9.2. «Так капитаном и собственником корабля стал Артур Грэй» (по тексту Грина)


Текст А. Грина завершается словами о том, что Артур Грэй стал капитаном. Предложенную для анализа фразу разъяснить можно так: благодаря искренней любви к кораблям и морю, благодаря целеустремленному характеру, благодаря действиям, направленным на то, чтобы стать не только частью корабельной команды, но и капитаном, Артуру Грэю удалось воплотить в жизнь свою главную мечту.

Для обоснования этой мысли можно обратиться к самому тексту.


Уже в первом предложении указана та область, в которой с самого детства хотел оказаться герой: он «мечтал о море». Исходя из предложения 2, мальчика привлекало «синее сияние океана». В предложениях 3-7 указывается на то, что Артур Грэй с интересом читал о кораблях, которые «бились о рифы», «опускались в тьму пучин» или «благополучно» ходили по морям. Поэтому неудивительно, что Артур Грэй, любивший море и океан и восторгавшийся жизнью на кораблях, принял решение отправиться в путешествии на шхуне «Ансельм» пол командованием капитана Гопа, причем сделал он это еще в четырнадцатилетнем возрасте. Чтобы быть частью корабельной команды, Грэй «с решительным напряжением воли» справлялся с «беспокойным трудом»; «как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину», герой «шел со стиснутыми зубами», на что указывают предложения 28, 29, 31.

Однако, как подчеркивает А. Грин, Артуру Грэю было мало быть просто членом экипажа корабля, он хотел быть капитаном. Еще до отправления на шхуне герой думал о том, что именно капитан был «судьбой, душой и разумом корабля» (предложение 9), что от его характера зависели «досуг и работа команды» (предложение 10). Согласно предложениям 14-15, профессия капитана привлекала Артура тем, что в ней «удачно сплавилось в одно целое» то, что считалось героем «сокровищами жизни»: неизвестность, которая казалась Грэю «чудесной», «разнообразие жизни», отличающееся «безмерностью», «встречи, лица, события», которые были для Артура «увлекательными», и др. Поэтому неудивительно, что всего лишь за год Артур Грэй изучил «навигацию, практику, кораблестроение, морское право, лоцию и бухгалтерию», о чем говорится в предложении 38. В тексте показано, что Грэй не довольствовался одним нахождением на корабле, он делал все возможное, чтобы стать капитаном, что было его главной жизненной целью. Автор обращает внимание на то, что будущего капитана в целеустремленном Артуре Грэе увидел и первоначально скептически настроенный к желанию мальчика плавать на корабле капитан Гоп, который, согласно предложению 35, начал «отделку щенка под капитана». В последнем абзаце текста показано, что полученные знания и навыки позволили герою реализовать свою цель «плавать отдельно, на собственном корабле»: Артур стал капитаном трехмачтового галиота «Секрет».

Подводя итоги, можно сказать о том, что в предложенной для анализа фразе из текста А. Грина обращается внимание на то, что Артуру Грэю все же удалось воплотить свою мечту в реальность, благодаря упорной работе став не просто частью корабельной команды, а капитаном.




Вариант 25 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие, они употребляют разные слова» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Почему важно быть целеустремлённым? (по тексту Грина)