/

9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик


Г.Я. Солганик выражает мысль о том, что искренность и исповедальность способна придаваться повествованием от 1-го лица. О чем же говорит современный лингвист? Раскроем смысл его утверждения.

Используя такой способ повествования, при котором события описываются устами действующего персонажа, автор добивается реалистичности повествования. Названная форма помогает сделать доступным для читателя то, что находится в душе персонажа, который не только описывает события, но и дает им оценку, который говорит не только о своих действиях, но и о мыслях, который сам признается в своих чувствах, эмоциях, переживаниях. Читательское доверие наблюдается больше к форме «я»-повествования, чем к форме повествования от 3-его лица, поскольку проще верить не автору, а самому герою, который словно исповедуется перед читателем. Чувства персонажа описываются не так, как думается автором, а так, как было, по мнению героя, на самом деле. Признаниям рассказчика трудно не поверить, с их помощью реализуется достоверность повествования. В этом можно убедиться, обратившись к предложенному для анализа тексту Л.Н. Толстого, где используется форма «я»-повествования.


Для начала рассмотрим предложения 4 и 8, где можно увидеть, что перед экзаменом Иртеньев был «рассеян и равнодушен», «хладнокровно» глядел на других, «подтрунивал» над кем-то и говорил о том, что после экзамена пойдет в трактир, чтобы перекусить. Рассказчик Иртеньев довольно подробно описывает свое поведение прямо перед сдачей экзамена по математике, к которому он толком не готовился. Делает он это для того, чтобы подчеркнуть, что такое легкомысленное и беспечное отношение к предстоящему экзамену было неправильным, о чем он задумался лишь спустя три дня после экзаменационной неудачи. Герой будто исповедуется, он стыдится своего поведения и признается, что его позиция была неверной. И читатель не может не поверить обещанию такого искреннего, подробно описывающего свои ошибки рассказчика, гласящему о том, что он, о чем говорится в предложении 28, больше «ни одной минуты не проведет праздно».

Теперь проанализируем предложение 22. Герой, от лица которого ведется повествование, признается в том, что первое время после провала на экзамене он «старался обвинить кого-нибудь в своем несчастии». Рассказчик с откровенностью говорит о том, что три дня «роптал» на окружающий мир: и на профессоров, и на товарищей, и на отца, и даже на «провидение». Такое подробное описание того, кого обвинял в своих неудачах Иртеньев, нужно ему для того, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в первое время он не был готов брать на себя ответственность за произошедшее. Искренне говоря о своих эмоциях и мыслях после неудачи, герой указывает на то, что был неправ в своих суждениях относительно того, кто виновен в случившемся.

Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что с помощью формы повествования от 1-го лица придается искренний и исповедальный характер.




Вариант 5 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Толстого)
  • 9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Толстого)