9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Толстого)


Под нравственным выбором понимается нахождение в такой жизненной ситуации, в которой человек вынужден выбирать, по какому пути идти дальше. Такое явление встречается человеку постоянно, часто выборы не сильно влияют на жизнь, но нередко бывает и такое, что пути являются кардинально противоположными, следовательно, от них зависит все дальнейшее существование человека. Нравственный выбор помогает понять человеческий характер: то, какой путь выбирает человек, во многом демонстрирует его нравственные ценности, внутренние качества, отношение к окружающей действительности и к самому себе.

Убедиться в вышесказанном позволят текст Л.Н. Толстого, предложенный для анализа, и другое художественное произведение.


В тексте Л.Н. Толстого показано, что перед нравственным выбором рассказчик Иртеньев оказывается несколько раз. Сначала герой вместо тщательной подготовки к экзамену по математике выбирает «праздность», «не отдавая себе ясного отчета» в предстоящем. То, что он отгонял от себя мысли о том, что «надо переменить что-то в своих убеждениях», и вновь поддавался «какому-то странному туману», заставлявшему его беспечно относиться к экзамену, говорит о легкомысленности и даже безответственности Иртеньева, о его несерьезном отношении к тому, что было важно для его жизни. Перед нравственным выбором рассказчик оказывается и после того, как проваливается на экзамене. И если вначале он выбрал один путь – плакать, страдать от свалившегося на него горя, обвинять в случившемся весь окружающий мир; то спустя три дня он изменил свое отношение к происходящему: он понял, что в его неудаче виновен не кто-то другой, а он сам, что его беспечное и легкомысленное отношение к экзамену и подготовке к нему было неправильным, он дал себе обещание никогда больше не проводить время «праздно». Выбранный в итоге Иртеньевым путь говорит о том, что герой умеет рефлексировать, что он способен выносить из произошедшего важные уроки, делать правильные выводы и признавать свою вину.

Проблема раскрытия характера человека через сделанный им нравственный выбор поднимается и в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». То, что Витька съедает собранную для бабушки ягоду, потому что на это его провоцировали левонтьевские ребята, а затем ворует для них у бабушки калач, чтобы те не проговорились, говорит о том, что Витька является весьма ведомым человеком, что для него важно мнение окружающих людей, что он боялся показаться перед левонтьевскими ребятами трусом. Но то, что Витька не спокойно относится к совершенному, а раскаивается в своих поступках, указывает на то, что герой – далеко не безнравственный человек, что он способен рассуждать над правильностью и неправильностью собственных действий, что он обладает умением признавать свои ошибки и делать определенные выводы, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что выбор человека в пользу того или иного пути многое говорит о нем самом, демонстрируя не только отдельные черты характера, но и основные жизненные принципы человека.




Вариант 5 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик
  • 9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Толстого)