9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Толстого)


Ближе к финалу текста Л.Н. Толстого (предложение 26) повествуется о том, что на главного героя «нашла минута раскаяния и морального порыва». Разъяснить смысл предъявленной для анализа фразы можно таким образом: в один момент Иртеньев осознал, что в его неудачной сдаче экзамена виноваты не окружающие, а он сам, что к таким печальным последствиям его привели праздность и несерьезное и легкомысленное отношение к экзаменационной подготовке. По сути в предложении 26 показаны внутренние изменения рассказчика, переосмысление его отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Доказательства к данным мыслям можно найти в самом толстовском тексте.


Во-первых, автором подчеркивается изменение отношения Иртеньева к подготовке к экзамену. Если перед сдачей герой был беспечен, без всякой серьезности относясь к предстоящему, то уже после он пришел к выводу о том, что его отношение к приготовлению к экзамену было неправильным. Открыв тетрадь под названием «Правила жизни», Иртеньев осознал, что перед экзаменом ему следовало прислушаться к себе, когда его посещало соображение об изменениях «в своих убеждениях». Ему стало стыдно за то, что прямо перед сдачей экзамена он был «рассеян», «равнодушен» и «хладнокровен», что он «подтрунивал» над другими сдающими и, будучи уверенным в том, что он обязательно сдаст экзамен, планировал после отправиться в трактир. Л.Н. Толстой демонстрирует, что Иртеньев начал жалеть о том, что его отношение к экзамену и подготовка к нему были такими легкомысленными и беспечными, он пообещал себе, что никогда больше не будет проводить время «праздно».

Во-вторых, в тексте показано, что первой реакцией рассказчика на экзаменационный провал было обвинение всех вокруг. Сам Иртеньев признается, что «роптал» первое время на профессоров и товарищей, которыми он, как он отмечает, был «оскорблен, унижен», на отца, который, несмотря на огорчение, поддерживал рассказчика, что воспринималось героем как оскорбление, и даже на «провидение», которое его якобы «допустило» до неудачи. На то, что Иртеньев первое время не хотел брать на себя ответственность за произошедшее, говорит и то, что он «плакал много» и постоянно «думал о своем горе», будучи уверенным в том, что оно свалилось на него независимо от его деятельности, само собой. И только спустя три дня рассказчик понял ошибочность такой позиции, он осознал, что в его личной неудаче виновен не окружающий мир, а он сам, беспечно относившийся к экзаменационной подготовке.

Подводя итоги к сказанному, можно сделать вывод о том, что смысл фразы из толстовского текста заключается в том, что Иртеньев пожалел о том, что в свое время он легкомысленно отнесся к предстоящему экзамену, раскаялся в том, что первое время после провала он стремился обвинить кого-то другого, осознал, что причины неудачи крылись в нем самом, и дал себе обещание по-другому относиться к тому, что касается его жизни.




Вариант 5 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик
  • 9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Толстого)