9.3. Полезно или вредно быть фантазёром? (по тексту Аверченко)


Под фантазией можно понимать не соответствующую реальности ситуацию, которую представляет в своем сознании человек. Как человеческая способность фантазия предполагает умение воображать, вымышлять, придумывать новые образы и ситуации. Нельзя однозначно ответить на вопрос, полезно или вредно быть фантазёром. С одной стороны, человек, обладающий фантазией, проявляет к окружающему миру особый интерес, отмечая различные детали, фантазия помогает в познании мира, с ее помощью люди смотрят на многие явления с разных сторон. С другой стороны, чрезмерная фантазия часто мешает людям, отвлекает их от насущных проблем, нередко люди находятся больше не в реальной действительности, а в том мире, который создали в своем сознании. Чтобы убедиться в такой противоречивости, можно обратиться к тексту А.Т. Аверченко и к читательскому опыту.

В тексте А.Т. Аверченко показано, что при решении математической задачи Семен Панталыкин додумывает ее условия. Двух крестьян, которым в условии задачи даже не даются имена, мальчик называет Вильямом и Рудольфом, придумывая им индивидуальные внешности и жизненные истории; места, из которого и в которое идут крестьяне, он называет Санта-Фе и Мельбурном. Видно, что Семен Панталыкин противится тому, что в задаче крестьян называют «сухими цифрами» «первый» и «второй», а города и села «бездушными литерами» «пункт А» и «пункт Б», он хочет увидеть в задаче отражение реальности, что говорит о широком и глубоком рассмотрении им окружающего мира, о желании на все ситуации смотреть под разными углами. Однако фантазия не только помогает, но и мешает герою. Автор показывает: вместо того чтобы решать задачу, Семен Панталыкин рассуждает о том, знакомы ли крестьяне друг с другом, почему они идут отдельно, а не вместе, есть ли у них ружья, какова цель их путешествия, почему они пошли пешком, а не воспользовались лошадьми. Все эти размышления отвлекают мальчика от поставленной перед ним на уроке цели, лишают его времени. Семен получает двойку, так и не приступив к решению задачи, рискуя остаться на второй год.


О том, что фантазия – противоречивое явление, заставляет задуматься и повесть Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Образ параллельного мира, в котором оказываются некоторые ученики коррекционного 7 «Е» класса, больше всего связан с образом Стеши. С одной стороны, фантазия помогает девочке, у которой была детская психологическая травма, связанная с разводом родителей и их вооруженной борьбой за нее, справляться с жизненными трудностями. С другой стороны, Стеша не приходила в параллельный мир, как это делали другие «ешки», а жила в нем, считая себя принцессой, что в свою очередь лишало ее возможности наслаждаться реальной, а не вымышленной жизнью.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что фантазия может как помогать, так и мешать человеку; в этом нужно знать меру: познавать с помощью выдуманных историй окружающий мир, но и не забывать о реальной действительности.




Вариант 8 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» - И.Б. Гусарова
  • 9.2. «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, захвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… – Я погиб!» (по тексту Аверченко)