9.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» - И.Б. Гусарова


И.Б. Гусарова утверждала, что знаки препинания помогают сделать письменную речь «точной, ясной, удобной для понимания». Что же имела в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Основными функциями знаков препинания являются разделение и выделение отрезков высказывания, они выражают отношения между синтаксическими единицами, указывая на степень законченности высказывания, на эмоциональную окраску и др. Однако пунктуационные знаки выполняют не только грамматическую, но и смысловую функцию, поскольку одними словами в письменной речи передать смысл высказывания сложно. Знаки препинания обладают возможностью выражать различные оттенки значений. Если дополнительный смысл в устной речи в себе несут интонация и невербальные средства общения, то в письменной – знаки препинания. Читая текст, лишенный пунктуации, человек плохо понимает авторскую мысль или приходит к ней значительно позднее. Смысл высказывания во многом передается через определенное строение. Используя те или иные пунктуационные знаки, автор высказывания ставит паузы в нужных местах, выражает или выделяет определенную информацию. С их помощью читатели понимают, о чем хотел сказать автор, на какие отрезки высказывания он хотел обратить внимание. Определенный выбор автором пунктуационных знаков необходим для полной и точной передачи мысли. Во всем этом можно убедиться, обратившись к тексту А.Т. Аверченко.


Во-первых, обратим внимание на то, что при описании мыслей Семена Панталыкина при решении на уроке задачи (предложения 9-31) наблюдается большое количество вопросительных предложений: 9, 11, 12, 17, 19, 21, 24, 26, 29, 30. С помощью вопросительных знаков препинания, выражающих вопросительную интонацию, автор выражает мысль о том, что мальчику не хватало условий, данных в самой задаче, что он хотел узнать об описанном подробности. Читатель видит: задаваясь вопросами, почему автор не дал крестьянам имен, а назвал их «первым» и «вторым», и не назвал места, от куда и куда идут крестьяне, сказав о них только «пункт А» и «пункт Б», Семен сам придумывал недостающие, по его мнению, элементы. Задействовав свою фантазию, герой делал попытки ответить и на вопросы, были ли знакомы крестьяне, почему они не пошли вместе, были ли у них ружья, из-за чего они «бросили свои дома и спешили сломя голову» в другое место, почему они пошли пешком, а не на лошадях. Помещая вопросительные знаки в повествование, А.Т. Аверченко обращал внимание на то, что в голове Семена Панталыкина возникало множество не влияющих на решение задачи вопросов.

Во-вторых, рассмотрим предложения 34-35, в которых трижды используется многоточие. Так автором подчеркивается, что перечисленные в повествовании мысли в голове Семена Панталыкина были не единственными, что все время, отведенное на решение задачи, он потратил на придумывание истории, с каждым разом добавляя к ней все новые и новые детали.

Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что пунктуационные знаки помогают в точном, ясном и удобном для понимания выражении мыслей.




Вариант 8 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, захвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… – Я погиб!» (по тексту Аверченко)
  • 9.3. Полезно или вредно быть фантазёром? (по тексту Аверченко)