9.2. «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, захвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… – Я погиб!» (по тексту Аверченко)


В финале текста А.Т. Аверченко продемонстрирована сила фантазии Семена Панталыкина, который, столкнувшись с трудностью в реальной жизни, представил себя в роли героя романа Майна Рида, думая о том, что после случившегося ему не выжить. Смысл предложенного для анализа фрагмента можно объяснить следующим образом: неудача, которую Семен Панталыкин постиг при решении задачи, заставила его думать лишь о негативных последствиях; преувеличивая, мальчик не только произнес часто повторяемую в жизни фразу «Я погиб», но и даже представил себя на месте романных героев, которые, прячась от наводнения, индейцев и зверей, думали, что им не удастся спастись.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Во-первых, уже во 2 предложении автором раскрываются особенности характера Панталыкина Семена: он «преувеличивал все события, все жизненные явления и вообще смотрел на вещи чрезвычайно мрачно». Читатель понимает, что «похоронная фраза» «Я погиб» была обыденностью в жизни Семена, он часто использовал ее, когда сталкивался хотя бы с незначительной проблемой. Очевидно, что для героя текста А.Т. Аверченко данная фраза означала негативные последствия, с которыми ему придется столкнуться. Поэтому неудивительно, что после неудачи в решении задачи он сказал «Я погиб». Потратив все свое время на придумывание истории на основе данного к задаче условия, а не на решение, Семен получил «жирную двойку», что заставило мальчика, согласно предложениям 43-44, задуматься над тем, что он останется учиться на второй год, следовательно, его «выдерет» отец, он не получит ни ружья, ни журнала «Вокруг света». Герой негативно отнесся к такой перспективе, и в привычной для себя манере, преувеличивая все трудности и проблемы в жизни, подумал: «Я погиб!».

Во-вторых, в тексте рассказывается о том, почему Семен Панталыкин часто произносил «похоронную фразу». В предложении 4 указано, что она была «украдена» мальчиком из художественного произведения Майн Рида, по сюжету которого герои решили, что погибнут, когда спасались от наводнения на дереве, находясь в ожидании нападения индейцев и ягуара. Ту проблему, с которой столкнулся Семен Панталыкин, он сравнил с трудностями героев романа, посчитав, что он находится в таком же безвыходном положении, что и персонажи Майна Рида. Автор показывает, что Семен Панталыкин вновь преувеличил последствия жизненной ситуации, в которой оказался, что этот «фантазер и мечтатель», как его называет автор в предложении 2, вновь включил чрезмерную фантазию, от которой совсем недавно и пострадал.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в предложенном для анализа фрагменте текста А.Т. Аверченко обращается внимание и на чрезмерную фантазию Семена Панталыкина, который привык сравнивать себя с героями романа Майна Рида, считавшими, что им суждено погибнуть, и на проявленную им манеру преувеличивать жизненные ситуации, сделав с помощью фразы «Я погиб» выводы о негативных последствиях после получения двойки за нерешенную задачу.




Вариант 8 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» - И.Б. Гусарова
  • 9.3. Полезно или вредно быть фантазёром? (по тексту Аверченко)