9.2. «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание» (по тексту Куприна)


Финал текста А.И. Куприна, в котором продемонстрированы чувства, эмоции и размышления рассказчика, вызванные «неожиданным сочувствием» «блаженненького» Степана, можно объяснить следующим образом: проявленное к нему неравнодушное отношение Степана, который, несмотря на болезнь, сочувствуя и сострадая рассказчику, отдал ему свои деньги, приятно удивило столкнувшегося с материальными трудностями и отсутствием поддержки со стороны окружающих людей рассказчика, заставило его задуматься над тем, что человеку «можно и должно жить», пока есть те, кто способен проявлять любовь к ближнему.

Доказательства к данным размышлениям можно найти в прочитанном тексте.


Во-первых, автор демонстрирует, что рассказчик чувствует разочарование в жизни, когда сталкивается с финансовыми трудностями. Однако видно, что больше его тяготило не столько то, что «в бумажнике лежали всего-навсего три копейки», а то, что окружающие люди были равнодушны к его тяжелой жизненной ситуации. Слова рассказчика о том, что «пустотой карманов» товарищи «отговаривались» (предложение 55), наводят читателей на мысли о том, что на самом деле у товарищей рассказчика были деньги, но они не горели желанием ему помочь. Именно поэтому на фоне равнодушия товарищей поступок искренне желавшего помочь Степана, отдавшего свои «тэки», стал истинным проявлением любви к ближнему, которое заставило рассказчика о многом задуматься.

Во-вторых, приятное удивление рассказчика поступком Степана обусловлено и особенностями личности последнего. Исходя из предложений 9, 10 и 25, Степан был двадцативосьмилетним «дурачком» с «бессмысленным» взглядом. И то, что этот плохо понимающий жизнь «блаженненький» и без обращений к нему за помощью смог осознать, что рассказчик нуждается в поддержке, дало герою текста надежду на лучшее. Видно, что рассказчик оценил то, что «дурачок» Степан стал единственным человеком, который помог ему в преодолении препятствия на жизненном пути. Кроме того, автором в предложениях 39-40 неслучайно подчеркивается, что при первой встрече с рассказчиком Степан, «ворчливо» и «угрожающе» произнося привычные звуки, боялся, что его «тэки» отберут, поэтому даже не хотел показывать свои сбережения; так подчеркивается бережливое отношение Степана к деньгам. И то, что Степан отдал свои «тэки», которые занимали немаловажное место в его весьма простом существовании, заставило рассказчика задуматься над тем, что именно неравнодушие и желание помочь со стороны хотя бы одного окружающего человека помогают справляться с жизненными трудностями.

Подводя итог ко всему сказанному, можно отметить, что в финале текста А.И. Куприна демонстрируется, что сострадание Степана, его неравнодушие к судьбе ставшего ему близким человека, проявляющееся в совершении жертвенного поступка, не только помогло рассказчику в разрешении проблемы, с которой он столкнулся, но и заставило прийти к важному выводу о том, что в мире, где есть любовь и сострадание, человеку «должно жить».




Вариант 2 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится» - В.Д. Черняк
  • 9.3. В чём сила доброты? (по тексту Куприна)