9.1. «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб выражает мысль о том, что средством передачи речевой эмоциональности могут выступать неполные предложения. Что же здесь имеется в виду? Раскроем смысл утверждения современного лингвиста.

Неполные предложения – это такие предложения, в которых есть пропущенный член предложения, который может быть легко восстановлен из контекста. Неполные предложения могут выступать в качестве синтаксических средств выразительности, они часто используются в художественном стиле. Употребление неполных предложений нередко указывает на неофициальную обстановку, часто говорит о неподготовленности, спонтанности, непринужденности речи. Неполные предложения обуславливают экономичность выражения мысли: говорящий не старается ввести в свою речь те члены предложения, которые можно контекстуально восстановить, он обращает внимание на основной смысл высказывания, лаконично используя минимальное количество средств языка. Наличие неполных предложений делает высказывание более правдоподобным и реалистичным, такие предложения оживляют текст. Неполные предложения характерны для повседневного общения, где преобладают чувства и эмоции. С помощью неполных предложений нередко передается настроение взволнованности, когда говорящий не думает о том, как сформулировать свою мысль по всем законам построения предложения, его речь эмоциональна: ему важно не то, как сказать, а то, что сказать. В этом легко убедиться при рассмотрении конкретных примеров из текста Л.А. Чарской.


Во-первых, рассмотрим предложения 13-14: «Меня обвинили – и в чем же? В чем я совсем не была виновата». Второе предложение является неполным, оно могло быть сформулировано следующим образом: «Меня обвинили в том, в чем я совсем не была виновата». С помощью неполного предложения подчеркивается не то, что рассказчицу Лену обвинили в смерти совы Фильки, а то, что ее признали виновной несправедливо. Через такое построение высказывания автору удалось показать, что Лене будто бы хотелось сказать о своей невиновности всему свету, чтобы ей поверили, чтобы перестали думать о том, что она способна убить живое существо.

Во-вторых, проанализируем предложения 21-23: «Меня? Высечь? За что?». Эти три неполных предложения могли быть заменены одним полным предложением: «За что они хотят высечь меня?». Однако такое построение высказывания не смогло бы передать внутренние терзания девочки, которая не понимала, почему все «единодушно» признали ее виновной в гибели птицы. Видно, что тогда Лене было неважно, как формулировать свои мысли, важно было передать свое ощущение происходящего. С помощью неполных предложений передается непонимание, почему ее хотят наказать за то, чего она не совершала, совмещенное с негодованием от того, что члены семейства дяди подумали о том, что она могла убить птицу.

Таким образом, нельзя не согласиться с И.Б. Голуб в том, что неполные предложения могут передавать речевую эмоциональность.




Вариант 3 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье» (по тексту Чарской)
  • 9.3. Кого можно считать настоящим другом? (по тексту Чарской)