9.2. «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье» (по тексту Чарской)


Текст Л.А. Чарской завершается следующим образом: «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье». Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить так: то, что Толя заступился за Лену, поверил в ее невиновность, защитил ее от несправедливого наказания, позаботился о ней после, назвавшись ее другом, по-настоящему обрадовало рассказчицу, которая тяготилась тем, что у нее не складывались взаимоотношения с семьей дяди; появление единственного в доме друга помогло Лене отвлечься от внутренних терзаний относительно того, что ее несправедливо обвинили в том, что она не делала.

Доказательства справедливости этой точки зрения можно найти, обратившись к примерам из текста.


Во-первых, автором подчеркивается, что рассказчица Лена чувствовала себя совершенно одинокой, живя в доме дяди. В предложении 58 говорится о том, что героиня «хотела сблизиться с кем-нибудь из детей Икониных», но у нее ничего не получалось, так как с их стороны были лишь «насмешки и брань». Но не находила Лена общего языка не только с детьми, но и со взрослыми. Не только то, что Жюли не рассказала семье правду, не оградив тем самым Лену от ложных обвинений, но и то, что в убийстве совы Фильки взрослые сразу же заподозрили рассказчицу, без разбирательств приняв решение наказать ее розгами, действительно подтверждает мысль о том, что семья дяди Лены была по отношению к ней «холодной». Поэтому понимание и покровительство Толи было по-настоящему дорого рассказчице, тяготившейся своим положением в семействе дяди. Лене было важно найти хотя бы одну родственную душу там, где она жила, поэтому дружелюбность Толи играла важную роль для нее.

Во-вторых, в тексте особое внимание уделяется состоянию Лены после того, как ее несправедливо обвинили: она похолодела, у нее закружилась голова, на лбу появился «липкий пот», а во рту стало «горько и как-то холодно». Все эти физические изменения являются свидетельством огромного эмоционального потрясения: Лене было неприятно от того, что ее «единодушно» признали виновной в убийстве живого существа, желая наказать за то, в чем она «совсем не была виновата». И именно от таких морально тяжелых переживаний рассказчицу спас Толя, который на глазах у всего семейства заступился за Лену, а главное – поверил в то, что она не убивала Фильку. Рассказчицей ценится и то, что Толя прокрался к ней в кладовую и дал ей кусок колбасы, заботясь о том, чтобы она поела и успокоилась. Автором показывается, что появление единственного человека из дядиной семьи, который проявил к ней понимание и дружелюбность, отвлекало рассказчицу от переживаний, давало ей внутренние силы. Появление друга помогло Лене даже в такой ужасной ситуации найти повод для радости.

Таким образом, смысл финала текста Л.А. Чарской заключается в том, что даже в такой непростой ситуации, когда почти все члены семейства дяди обвинили ее в убийстве совы, у Лены «стало весело на душе», поскольку в доме у нее появился человек, дружелюбно настроенный по отношению к ней.




Вариант 3 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Кого можно считать настоящим другом? (по тексту Чарской)