9.3. Кого можно считать настоящим другом? (по тексту Чарской)


Под дружбой можно понимать близкие отношения между двумя или более людьми. Дружба основывается на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимоподдержке и взаимопомощи. Настоящим другом является тот, кто хочет не только принимать, но и отдавать, кто проявляет внимание, неравнодушие и заботу, кто способен понимать друга без лишних слов, кто всегда готов помогать, оказывать нужную в трудную минуту поддержку, кто способен брать на себя ответственность, кто проявляет решимость жертвовать собственными интересами ради блага друга.

Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Л.А. Чарской и к читательскому опыту.


В тексте Л.А. Чарской показано, что друзьями рассказчица Лена и Толя становятся по воле случая. Толя признается, что, видя, как гувернантка хотела высечь Лену, он «разом понял», что та не убивала сову Фильку, в чем ее обвиняли. Автор говорит о том, что Толе было «жалко» «ни в чем не виноватую» Лену, он не мог допустить того, чтобы ее несправедливо наказали, поэтому он заступился за нее на глазах у всего семейства, «единодушно» признавшего рассказчицу виновной в гибели птицы. На то, что Толя и Лена становятся настоящими друзьями, указывает то, что мальчик втайне от семьи прокрался к рассказчице в кладовую, желая поддержать ее, и дал ей кусок ливерной колбасы, заботясь о том, чтобы она, «ничего еще не кушавшая с обеда», поела. Сказав рассказчице, что он теперь ее друг, Толя будто выразил готовность всегда защищать ее от нападок семейства. Так, Толю, выступившего против своего семейства, чтобы заступиться за Лену, проявившего по отношению к рассказчице искреннюю заботу, можно назвать настоящим другом.

Проблема дружбы поднимается и в рассказе Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». По отношению друг к другу ученики коррекционного 7 «Е» класса являются настоящими друзьями, которые готовы поддержать друг друга даже в самых трудных ситуациях. «Ешки» всегда заботились о Стеше, которая имела психические проблемы и жила в параллельном мире, именно благодаря своим одноклассникам героине удалось вернуться в реальный мир. Когда старшеклассники похитили Стешу, ей на помощь отправились все «ешки»: и всегда заботившаяся о Стеше Ленка, и болеющая на тот момент Маринка, и заботившаяся о семимесячной Милке Витька, и имевший проблемы со слухом и со зрением Мишаня, и даже Юра Мальков, которому из-за осложнений на сердце врачи запретили передвигаться даже на инвалидной коляске. Образ последнего помогает выразить мысль о том, что настоящие друзья готовы жертвовать даже собой для того, чтобы помочь другу, находящемуся в опасности. Болезнь Юры Малькова взяла вверх, его жертвенность привела к смерти, однако читатель понимает, что до последнего вздоха мальчик не жалел о том, что сделал все от него зависящее ради благополучия Стеши.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что настоящим другом можно считать того, кто всегда поддерживает и помогает своему другу, часто рискуя собой и жертвуя собственными интересами.




Вариант 3 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье» (по тексту Чарской)