9.2. «Отец и сын по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым» (по тексту Андреева)


Кульминационным в тексте Л.Н. Андреева является эпизод единения мальчика Сашки и его отца Ивана Саввича, в предложении 51 автором отмечается, что, любуясь игрушкой ангелочка, оба персонажа чувствовали что-то такое, что «уничтожало» «отделяющую человека от человека и делающую его таким одиноким, несчастным и слабым» «бездонную пропасть», что «сливало воедино сердца». Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: одинаковое положительное отношение Сашки и Ивана Саввича к восковому ангелочку, их искренние чувства восторга и восхищения помогли им понять друг друга и почувствовать душевную близость.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Сначала Л.Н. Андреевым акцентируется внимание на том, что между сыном и отцом отсутствовало взаимопонимание. В предложениях 8-9 показано, что Сашка «оскорбительно усмехнулся», когда услышал от своего отца фразу о том, что Свечниковы – «люди добрые». Из предложения 10 видно, что мальчик не понимал, как его отец верил и до сих пор продолжал верить в то, что Свечниковы – «самые хорошие люди». Зная, что просьба что-нибудь принести ему с елки из дома Свечниковых – это всего лишь хитрость, Сашка, согласно предложению 12, «презирал отца за слабость и ложь». На отдаленность сына и отца указывает также то, что Сашка считал отца «жалким человеком», о чем можно сделать вывод из предложения 12. Используя небольшое количество предложений для раскрытия особенностей взаимоотношений героев текста, акцентируя читательское внимание на весьма незначительных деталях, Л.Н. Андреев выражает мысль о том, что между Сашкой и Иваном Саввичем не было понимания, единодушия и согласия.

Однако совершенно другие чувства испытывает к своему отцу Сашка, придя домой с восковым ангелочком. Автором неслучайно подробно описываются эмоции мальчика, впервые увидевшего игрушку на елке: изумление (предложение 17), «недоумение, тревога, непонятный восторг» (предложение 22), «горевшая» голова (предложение 24), «две маленькие слезинки» (предложение 37), «тихая и кроткая улыбка», «чувство неземной радости» (предложение 38). И когда Иван Саввич увидел принесенного Сашкой домой ангелочка, он понял своего сына, испытывал те же самые чувства. Особо ярко взаимопонимание между героями отображено в предложении 45, где говорится о том, что на лице Ивана Саввича было такое же «сосредоточенное внимание и радость», как и на лице его сына. То, что отец «задумчиво всматривался в игрушку», о чем говорится в предложении 44, то, что ему, согласно предложению 46, казалось, будто ангелочек «сейчас полетит», говорит о том, что герой обращал на игрушку внимание не ради того, чтобы угодить сыну, а потому что испытывал искренние эмоции, любуясь ею. И это одинаковое отношение Сашки и Ивана Саввича к восковому ангелочку помогло им почувствовать близость друг с другом.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Л.Н. Андреева подчеркивает взаимопонимание, которое возникло у мальчика Сашки и его отца Ивана Саввича, когда они вместе любовались и восхищались игрушкой ангелочка.




Вариант 11 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Что может помочь людям понять друг друга? (по тексту Андреева)