9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб рассуждала о том, что изображение в речи человеческого чувства требует особой экспрессии. О чем же здесь говорится? Раскроем смысл утверждения современного лингвиста.

Человеческие чувства сложно описать словами, это касается и устной, и письменной речи. Чтобы отразить все мельчайшие детали, касающиеся состояния человека, авторы используют различные средства выразительности. С их помощью получается более точно изобразить все то, что происходит на душе персонажа, указать на отношение человека не только к происходящему, но и к собственным ощущениям. Причем для изображения чувств используются не только изобразительно-выразительные средства, более известные как тропы, но и другие лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, многозначность слов, стилистически окрашенная лексика и др.), а также фонетические, словообразовательные, морфологические и синтаксические средства выразительности. Используя средства экспрессии всех уровней языка, автор наиболее ярко демонстрирует чувства и эмоции героев. В этом легко можно удостовериться, если обратиться к предложенному для анализа тексту Л.Н. Андреева.


Автор в довольно большом количестве предложений описывает чувства мальчика Сашки, впервые увидевшего восковую игрушку ангелочка, однако мы остановимся на предложении 24: «Голова Сашкина горела». Слово «горела» используется не в прямом, а в переносном значении. Здесь говорится о том, что Сашка находился в возбужденном состоянии, когда увидел игрушку ангелочка. С помощью данного средства выразительности автору удалось продемонстрировать не только восторг мальчика от того, что он стал свидетелем того, «чего не хватало в картине его жизни», но и его искреннее желание и готовность побороться за то, чтобы получить эту игрушку в свои руки. «Горевшая» голова героя помогает сделать вывод о том, что Сашка любовался «милым ангелочком», однако больше не мог смотреть, как она висит на елке, далеко от него.

Во-вторых, рассмотрим предложение 51, в котором присутствует образ «бездонной пропасти», которая «отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». С помощью такого образного описания подчеркивается, что до появления в доме героев ангелочка мальчик Сашка и его отец Иван Саввич не были близки, что между ними отсутствовали взаимопонимание и согласие, что они, находясь рядом друг с другом, чувствовали себя одинокими. И описание испытываемого любовавшимися игрушкой ангелочка персонажами чувства, которое «уничтожало» эту «пропасть», а также «сливало воедино сердца», подчеркивает, что отец и сын, наконец, почувствовали духовную близость, обрели то взаимопонимание, отсутствие которого мешало им жить счастливой семьей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: нельзя не согласиться с И. Б. Голуб в том, что в языке для наиболее точного изображения человеческих чувств используются средства выразительности.




Вариант 11 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Отец и сын по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым» (по тексту Андреева)
  • 9.3. Что может помочь людям понять друг друга? (по тексту Андреева)