9.3. Что может помочь людям понять друг друга? (по тексту Андреева)


Взаимопонимание – это свойственное людям умение понимать друг друга, способность думать не только о себе, но и о других людях, желание слышать окружающих, понимать их чувства и эмоции, готовность ставить себя на их место, стремление находить компромисс. Помочь понять друг друга способны одинаковые жизненные ценности, идеалы, приоритеты, принципы. Когда люди однотипно мыслят, когда они испытывают одни и те же эмоции, находясь в аналогичных ситуациях, им легко понять друг друга. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Л.Н. Андреева и к другому художественному произведению.

В тексте Л.Н. Андреева показано зарождение взаимопонимания между сыном и отцом. То, что Сашка не понимал, почему отец уверен в том, что Свечниковы – «самые хорошие люди», то, что он «оскорбительно усмехнулся» на произнесенную отцом фразу о том, что Свечниковы – «люди добрые», что отображено в самом начале текста, говорит о том, что между Сашкой и Иваном Саввичем не было понимания. В предложении 12 и вовсе говорится о том, что мальчик «презирал отца за слабость и ложь». Но в финале текста уже утверждается, что Иван Саввич «несознаваемым движением положил руку на шею сына», а тот «невольно» прижался к отцу. Почему же эти до этого отдаленные друг от друга люди одновременно решили обняться? Дело в том, что Иван Саввич испытал такие же положительные эмоции от наблюдения за восковой игрушкой ангелочка, как и Сашка. Интерес Ивана Саввича к игрушке был обусловлен не желанием угодить сыну и сблизиться с ним, а искренним восхищением, он «задумчиво всматривался в игрушку», ему казалось, будто ангелочек «сейчас полетит». В предложении 18 показано, что во впервые увиденной игрушке ангелочка Сашка заметил то, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто». Вероятно, отец увидел в восковой игрушке то же самое. В предложении 45 ярко отображено, что отец и сын испытывали одинаковые эмоции, любуясь ангелочком, а именно «сосредоточенное внимание и радость». Так, Л.Н. Андреев показывает, что прийти к взаимопониманию Ивану Саввичу и Сашке помогло одинаковое отношение к одному и тому же явлению.


О том, что помогает людям понять друг друга, заставляет поразмышлять и роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов становятся близкими друзьями, потому что они имели одинаковое отношение к светскому обществу, частью которого были. В разговоре о желании Болконского пойти на войну Безухов слышит от друга следующее: «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!». И хотя Пьер Безухов не поддерживает стремление князя Андрея воевать, он понимает то, о чем тот говорит, потому что он сам не чувствует себя комфортно в рамках светского общества, все больше ощущая его пустоту и никчемность.

Делая вывод, можно сказать о том, что обрести взаимопонимание людям способно помочь одинаковое отношение к явлениям действительности, схожие мысли и эмоции, близкие жизненные ценности и принципы.




Вариант 11 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Отец и сын по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым» (по тексту Андреева)