9.3. Каким может увидеть мир наблюдательный человек? (по тексту Горького)


Под наблюдательностью можно понимать способность отдельного человека видеть такие неприметные и малопримечательные особенности явлений окружающей действительности, которые не замечаются большинством людей. Для наблюдательного человека мир представлен более открытым, полным, широким и глубоким. Он с интересом и восхищением смотрит на те предметы, которые окружают людей в повседневной жизни, на которые, следовательно, многие даже не обращают внимания. Наблюдательный человек больше, чем остальные, видит красоту окружающего его мира, замечая ее в мелочах и деталях. Мир для такого человека полон красок и чудес. Для доказательства данной позиции можно обратиться к тексту М. Горького и к другому художественному произведению.

В тексте М. Горького раскрывается наблюдательность рассказчика. Перед читателем человек, который любит следить за тем, как «первый луч солнца» заставляет «прятаться» «ночную тьму», как «рождается день», поскольку в это время можно заметить особенности жизни многих живых существ. Рассказчик наблюдает за тем, как к своей работе приступают пчелы и осы, малиновки, чижи, ласточки и стрижи, он способен услышать, как представители животного и растительного миров поют «густую», «ласковую» песню. Рассказчик замечает не только то, что в жаркий день мухи летают «лениво», но и то, что ящерицы, которых он умело называет «отчаянными лакомками», радуются жаре, так как она поможет им с легкостью поймать мух для пропитания. Рассказчик не только обращает внимание на стоящие в «уборе росы» цветы, которые «шаловливо покачиваются», но и отмечает, что сами цветы, которых он называет «хитрыми штучками», знают, как они «красивы утром», поэтому «гордо улыбаются» и «дразнят» рассказчика невозможностью описать словами их красоту. Наблюдая за тем, как многие природные явления с радостью и лаской «встречают» солнце, как они «потягиваются» к нему, улыбаются ему, «кланяются и поют», рассказчик приходит к выводу о том, что солнце – это «источник всех радостей и сил», что оно «для всех одинаково доброе», всегда думающее о том, «чтобы всем на земле было хорошо». Так, наблюдательность рассказчика помогает ему видеть окружающий мир во всей его полноте и красоте, делать важные выводы относительно существования всех живых существ, включая и человека.


Проблема наблюдательности поднимается и в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». В эпизоде «Ночь в Отрадном» изображено следующее: пока Соня хочет лечь спать, пытаясь уложить и свою сестру, Наташа Ростова любуется теми природными явлениями, которые она видит из окна комнаты. Автор неслучайно описывает поведение не только Наташи, но и Сони, показывая, что именно наблюдательная Наташа, способная видеть красоту мира в мелочах, знает об окружающем мире намного больше, чем Соня, не обращающая особого внимания на явления природы.

Таким образом, для наблюдательного человека мир наполнен разнообразными интересными и красочными явлениями, такой человек получает намного больше информации об окружающих его предметах, чем люди, лишенные наблюдательности.




Вариант 12 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов» - И.С. Ильинская
  • 9.2. «Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!» (по тексту Горького)