9.1. «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов» - И.С. Ильинская


И.С. Ильинская выражала мысль о том, что образность создается с помощью «различного рода тропов». Что же имела в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Образность – это способность при помощи различных средств выразительности создавать наглядно-чувственные представления об объектах речи. Основным средством создания образности являются лексические средства выразительности, а уже среди них выделяются тропы –изобразительно-выразительные средства, которые основаны на использовании слов в переносном значении. Тропы, к которым относятся эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, аллегории, гиперболы, литоты, перифразы, метонимии и др., дают определяемому предмету образную характеристику. Каждый из этих изобразительно-выразительных средств имеет ряд индивидуальных особенностей. Тропы используются для создания ярких и выразительных образов, с помощью которых развивается ассоциативно-образное мышление читателей, для передачи характеристики предметов и явлений. Для доказательства можно обратиться к тексту М. Горького, предложенному для анализа.


Во-первых, отметим, что в тексте присутствует огромное количество олицетворений: «прячется» ночная тьма, а горные вершины «улыбаются ласковой улыбкой» и «говорят» (предложение 2), «играют», «кружатся», «прыгают», «поднимают белые головы», «кланяются солнцу», «поют» морские волны (предложения 3, 4, 5), «смотрят», «говорят», «дразнят», «смеются», «гордо улыбаются», «шаловливо покачиваются» цветы (предложения 13, 14, 31), солнце «смотрит», «видело», «знает», «говорит», «улыбается», «смеется» (предложения 4, 5, 29). Данные олицетворения помогают выразить авторскую мысль о том, что природа – это живой организм. Важно, что с каждым описываемым природным явлением связаны определенные слова, с помощью которых даются индивидуальные характеристики.

Во-вторых, рассмотрим предложение 3, в котором можно найти несколько тропов. Морские волны, которые «кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю», – это сравнение. Здесь не только демонстрируются особенности взаимосвязи двух природных явлений (волны – «придворные красавицы», а солнце – «король»), но и отмечается, что солнце положительно воздействует на волны, которые в свою очередь являются благодарными солнцу за его покровительство, что немаловажно для раскрытия образов этих двух природных явлений. Обращение морских волн к солнцу «Приветствуем вас, владыка мира!» включает в себя перифраз. Видно, что рассказчик согласен с мнением волн моря о том, что солнце – это «владыка мира», поскольку именно с его появлением многие живые существа, включая и человека, пробуждаются и начинают свою жизненную действительность.

Делая вывод, нельзя не согласиться с известным лингвистом И.С. Ильинской, которая говорила о том, что образность высказывания чаще всего создается разнообразными тропами.




Вариант 12 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!» (по тексту Горького)
  • 9.3. Каким может увидеть мир наблюдательный человек? (по тексту Горького)