9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту Платонова)


Воображением назвать можно способность человека осознанно или неосознанно создавать в собственном сознании не соответствующие реальной действительности образы и ситуации. Воображением, как правило, люди начинают пользоваться еще в детские годы. В жизни ребенка воображение играет особо важную роль, поскольку с его помощью дети познают окружающий их мир. Воображая, ребенок проявляет интерес к тому, что находится рядом с ним, находит повседневность занимательной и привлекательной, обращая внимание на детали и мелочи, которые на первый взгляд незаметны. Посредством воображения дети смотрят на различные явления действительности с разных сторон, что в свою очередь помогает видеть весь окружающий мир менее поверхностно и более глубоко и широко. Ставя себя с помощью воображения на место других людей, задумываясь над тем, как он поведет себя в той или иной ситуации, ребенок познает самого себя. Он обращается ко многим бытовым и даже философским вопросам, приходя к важным выводам, касающимся как собственной жизни, так и существования всего человечества. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к предложенному для анализа тексту и к другому художественному произведению.

В тексте А. Платонова показано, что воображение помогает мальчику Егору в познании окружающего мира. То, что герою казалось, будто он слышит голос листьев, их «кроткие бормочущие слова», то, что, наблюдая за поднятым с земли жуком, он думал о том, что «это не жук, а кто-то более важный и умный», кто «знает что-то, чего не знает сам Егор», указывает на то, что, воображая, Егор обращал внимание на те явления действительности, которые его окружали. Вопрос «Ты кто?», который Егор задает сначала ветру, а затем жуку, демонстрирует желание мальчика узнать о мире как можно больше информации. Будучи уверенным в том, что ночью в «темном поле» кто-то «один с котомкой хлеба» идет в «дальнюю дорогу», предполагая, что «кто-нибудь идет по пустой дороге и не боится ничего», Егор смотрит на мир уже глазами другого человека, тот становится для него широким и захватывающим. Рассуждения Егора о том, что усохший лист, упавший с дерева, «когда-то вырос на дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался с неба на землю, как домой после долгой дороги», заставляют задуматься над некоторыми философскими вопросами. Видно, что воображение помогает Егору в познании окружающего мира и самого себя.


Проблема воображения поднимается и в рассказе К.И. Чуковского «Серебряный герб». Представляя, как они «мчались по прериям, умирали от желтой лихорадки, выкапывали древние клады, спасали прекрасных индианок от кровожадных акул, убивали бумерангами людоедов и тигров», рассказчик и его друг Тимоша познавали окружающий мир, отличающийся своим разнообразием. Ставя себя на место контрабандистов, следопытов, людоедов, ковбоев, мальчики задумывались над тем, как они повели бы себя в тех или иных ситуациях, что говорит о том, что воображение помогало им познавать и самих себя.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что воображение играет в жизни ребенка особо важную роль, так как оно помогает в познании окружающего мира и самого себя.




Вариант 35 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные» - Г.Я. Солганик
  • 9.2. «Мать задумалась и тихо сказала: – Тебе это приснилось» (по тексту Платонова)