9.1. «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные» - Г.Я. Солганик


Г.Я. Солганик утверждал, что для монолога-рассуждения характерны вопросительные предложения и изъяснительные и обстоятельственные придаточные, выражающие логическую связь между явлениями. Что же имел в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Монолог-рассуждение считается одним из видов такого языкового явления, как монолог, который предполагает активность со стороны говорящего лица. Монолог-рассуждение имеет логическую структуру, в соответствии с которой одни мысли доказываются из других мыслей. Схема монолога-рассуждения выглядит следующим образом: «тезис – доказательство – вывод». Получается, что этот монологический вид предполагает наличие логических связей между мыслями. С точки зрения синтаксиса это можно передать при помощи сложных предложений с разными придаточными частями. Логическая связь может отражаться и изъяснительными придаточными, которые, отвечая на вопросы дополнения, раскрывают, изъясняют, конкретизируют описанное в главном предложении явление, и обстоятельственными придаточными, которые соотносятся с обстоятельствами. Среди последних в монологах-рассуждениях часто употребляются придаточные, которые раскрывают причину, условие, цель и др. Характерны также и риторические вопросы, не требующие ответа, и вопросно-ответная форма изложения, когда говорящий задает вопрос, а затем сам отвечает на него, что вновь позволяет указать на логическую связь между фактами. Отсюда и частотность употребления вопросительных предложений. Все это можно обосновать, опираясь на текст А. Платонова, предложенный для анализа.


Сначала рассмотрим предложение 3. Здесь наблюдаются однородные изъяснительные придаточные, которые присоединяются формами «что» и «о чем» и зависят от глагола «узнать». Что же хотел узнать мальчик Егор, которому казалось, что он слышал «голос листьев»? Он стремился определить, «что означают эти слова ветра» и «о чем они говорят ему». С помощью изъяснительных придаточных автору удалось показать, что Егор не просто слушал шелест листьев, обдуваемых ветром, а стремился предположить, о чем они разговаривают, что говорит о желании мальчика познавать мир.

Теперь обратим внимание на предложения 24-26. В первых двух предложениях отображены мысли мальчика Егора, который думал над тем, что в «темном поле» «сейчас делается», и воображал, что там какой-то одинокий человек передвигался по «пустой дороге», ничего при этом не боясь. Завершаются фантазийные размышления героя вопросом «Кто он такой?». Автор показывает, что Егор, будучи уверенным в том, что кто-то сейчас находится в пути, хотел узнать, кем именно был этот путник. Использование риторического вопроса помогает понять стремление Егора узнать об окружающей действительности как можно больше.

Таким образом, лингвист Г.Я. Солганик был прав, утверждая, что монолог-рассуждение предполагает наличие вопросительных предложений и предложений с изъяснительными и некоторыми обстоятельственными придаточными, поскольку посредством них выражается логическая связь.




Вариант 35 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Мать задумалась и тихо сказала: – Тебе это приснилось» (по тексту Платонова)
  • 9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту Платонова)