9.2. «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твёрдо и прочно поселилась тёмная, злая, ненастная осенняя ночь» (по тексту Чарской)


В финале текста Л.А. Чарской говорится о том, будто в душе героини Наташи Дёрновой уже не было «ни одного светлого пятнышка», будто бы «твердо и прочно» обосновалась в ней «темная, злая, ненастная осенняя ночь». В чем же заключен смысл предложенной для анализа фразы? Обеспокоенность, которую героиня почувствовала сразу после пробуждения, в течение дня лишь усиливалась, сбывшееся предположение о том, что ее спросят на уроке истории, которую она не выучила, заставило Наташу думать только о плохом, раздражаясь абсолютно всем, что ее окружало.

Чтобы найти доказательства к этим размышлениям, можно обратиться к конкретным примерам из прочитанного текста.


Во-первых, Л.А. Чарская показывает, что не было настроения у Наташи уже с самого утра. Через внешние характеристики раскрывается внутреннее состояние героини: «сердитое лицо», «надутые губы», «темный взор», в котором видно «что-то тревожно-недовольное» (предложение 23). Глядя на прислугу Анюту, на ее тонкую талию и белый чепчик, Наташа чувствует, согласно предложению 13, «что-то смутное, неприязненное». То, что Анюта разбудила ее позднее обычного, вызывает в героине «беспричинную волну раздражения», на что указывает предложение 18. В тексте показано, что Наташа чувствует себя ужасно даже тогда, когда еще не задумывается о причинах своего плохого настроения. И когда героиня осознает, что ее негатив связан с тем, что она не выучила историю, ее раздражительность лишь усиливается, на что указывают предложения 31-35, в которых показано, что Наташа называет Анюту «глупой» и «противной», злясь от того, что та «улыбается, сияет». Автор подчеркивает: героиня еще не получила плохую отметку, но уже находилась в плохом настроении, будучи уверенной в том, что «историк спросит непременно». Поэтому неудивительно, что неудача на уроке истории заставила Наташу думать о том, что все по-настоящему плохо.

Во-вторых, в тексте обращается внимание на то, что обеспокоенность Дёрновой не проходит, а лишь усиливается, когда она оказывается в гимназии. В предложении 37 показано, что девочка идет в класс «угрюмо», что она «взвинченная, взволнованная и сердитая». Урок истории Наташа воспринимает, согласно предложению 41, как «пытку»; видя учителя, она приходит к следующему выводу: «все для нее кончено» (предложение 40). И еще больше Наташа убедилась в этом, когда историк все же спросил ее и она получила единицу. То, что героиня не запомнила, как прошли все уроки, то, что весь школьный день ее охватывал «приступ отчаяния», несмотря на поддержку одноклассниц, говорят о том, что Наташа думала исключительно о плохом, даже не пытаясь заметить в этом дне хоть что-то хорошее.

Делая вывод, можно сказать о том, что предложенная для анализа фраза из текста Л.А. Чарской подчеркивает плохое настроение Наташи Дёрновой, которая, получив единицу по истории, как и предполагала, думала только о плохом, раздражаясь на весь окружающий мир.




Вариант 9 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» - Е.А. Бахмутова
  • 9.3. Что влияет на наш внутренний мир? (по тексту Чарской)