9.1. «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» - Е.А. Бахмутова


Е.А. Бахмутова утверждала, что сравнение стоит помещать в высказывание в том случае, если с помощью образности лучше выражается мысль. Что же имела в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Сравнение – это троп, основанный на сопоставлении одного явления с другим. Сравнение относится к лексическим средствам выразительности, которые основаны на использовании слов в переносном значении. Сравнение используется для создания ярких образов, для усиления образности текста. Через сравнение двух явлений между собой по какому-то общему свойству выделяются и подчеркиваются существенные признаки изображаемых явлений. Обращают на себя внимание не часто используемые, шаблонные сравнения, у которых образность уже снизилась или даже утратилась, а такие сравнения, которые оригинальны, необычны, креативны, нестандартны, редко употребляемы, непривычны, новы, сложны, причудливы и даже странны. Именно с помощью таких сравнений автору, удивившему читателя, удается акцентировать его внимание на определенных деталях, что помогает в полном понимании той мысли, которая кажется автору важной. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Л.А. Чарской.


Во-первых, проанализируем предложение 46: «Как раз в эту минуту неожиданно, как гром небесный, оглушительным молотом ударяет девочку ужасная фраза: – Госпожа Дёрнова, извольте отвечать!». Здесь слова учителя истории сравниваются с двумя явлениями. И тот, и другой троп помогают подчеркнуть волнение и напряжение девочки Наташи Дёрновой, не подготовившейся к уроку истории. Сравнение «как гром небесный» помогает понять, что действие со стороны учителя происходит внезапно и незапланированно, несмотря на то что Наташа еще утром была уверена в том, что «историк спросит непременно». С помощью этого сравнения акцентируется внимание на другом, впереди стоящем слове – «неожиданно». Л.А. Чарская умело показывает, что в глубине души Наташа Дёрнова надеялась на то, что ее все же не спросят. Помещая в повествование образ грома, который с давних времен символизирует угрозу неприятности, автор показывает, что девочка поняла, что ничем хорошим для нее ситуация не обернется. Другое сравнение – «оглушительным молотом» – помогает читателю понять, что для Наташи требование учителя истории отвечать стало настоящим ударом, заставившим ее переживать еще больше, чем до этого.

Во-вторых, рассмотрим предложение 69, в котором говорится о том, что на Наташу постоянно «накидывался, как лютый зверь», «прежний приступ отчаяния». Сравнение приступа отчаяния с «лютым зверем» помогает выразить несколько мыслей. Во-первых, Наташа никак не могла избавиться от чувства отчаяния, которое было слишком сильно, как животное. Во-вторых, отчаяние, которое испытывала героиня, приносило ей только вред и негативные эмоции, как это было бы при нападении свирепого зверя.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: современный лингвист Е.А. Бахмутова была права, говоря о том, что сравнения целесообразно употреблять тогда, когда с помощью свойственной им образности можно точнее выразить необходимую мысль.




Вариант 9 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «В душе не оставалось ни одного светлого пятнышка, точно в ней твёрдо и прочно поселилась тёмная, злая, ненастная осенняя ночь» (по тексту Чарской)
  • 9.3. Что влияет на наш внутренний мир? (по тексту Чарской)