9.2. «Играют с азартом» (по тексту Чехова)


Ближе к началу предложенного для анализа текста (предложение 14) говорится о том, что пятеро детей «играют с азартом». Смысл приведенной фразы из текста А.П. Чехова можно объяснить следующим образом: Гриша, Аня, Алеша, Соня и Андрей играют в лото не просто потому, что находятся в ожидании родителей, а руководствуясь определенными причинами, причем для каждого из ребят они своеобразны; поэтому они так сосредоточены на игре и внимательны к происходящему за столом.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


На азарт указывает то, что во время игры, согласно предложениям 40-41, у детей «выработалась» определенная «практика», а именно для наименования чисел они использовали своеобразные «термины и смехотворные прозвища»: семь – кочерга, одиннадцать – палочки, семьдесят семь – Семен Семеныч, девяносто – дедушка. В предложении 42 говорится о том, что «игра идет бойко». Во многом азарт обусловлен тем, что дети играют на деньги. В тексте показано, что ребята «долго и тщательно» проверяют друг друга на мошенничество (предложение 66), некоторые из них радуются, если кто-то не замечает у себя на карточках выпавшее число (предложения 47-48), и страдают, если у других клеточек закрыто больше (предложение 58). Видно, что дети играют в лото не от скуки, не просто от ожидания возвращения родителей, а руководствуясь определенными причинами, заставляющими ребят следить за игрой.

Чем же обусловлено азартное отношение детей к игре в лото? А.П. Чехов показывает, что у каждого героя свои причины. Игра девятилетнего Гриши, самого старшего ребенка, согласно предложениям 18 и 21, «исключительно из-за денег», им руководят «финансовые соображения», зависть и «страх, что он может не выиграть». Основой азарта восьмилетней Ани, как показывают предложения 27 и 48, является «вопрос самолюбия». Автором подчеркивается, что и Гриша, и Аня, хоть и по разным причинам, но одинаково стремились к выигрышу. Предложения 28 и 30 становятся свидетельством того, что шестилетнюю Соню интересует «процесс игры» и что ей все равно, кто побеждает в партиях. Азарт Алеши, на что указывают предложения 33-36, обусловлен не только радостью от того, что взрослые его «не гонят из-за стола, не укладывают спать», но и желание увидеть в игре какие-нибудь «недоразумения»: как, например, «кто ударит или обругает кого». Андрей, сын кухарки, играет за счет интереса к «арифметике игры», к ее «несложной философии», о чем говорится в предложении 38, он удивляется тому, «сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!». Так, автор демонстрирует, что у каждого из собравшихся за столом ребят были собственные причины особого внимания к игре в лото.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста А.П. Чехова подчеркивает, что Гриша, Аня, Алеша, Соня и Андрей, каждый руководствуясь собственными причинами, проявляли азарт к игре в лото, внимательно следя за игрой.




Вариант 4 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» - Н.А. Заболоцкий
  • 9.3. Какое место в жизни ребёнка занимает игра? (по тексту Чехова)