9.1. «Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» - Н.А. Заболоцкий


Н.А. Заболоцкий утверждал, что слова не являются художественными априори, что «художественный облик» они обретают в «сочетании с другими словами». Что же имел в виду поэт? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Лексическим средством выразительности можно считать далеко не каждое слово. Многие слова имеют нейтральную окраску, просто обозначая предмет, признак, действие и др. Художественным слово становится только в рамках контекста. В сочетании с другими словами слово с нейтральной окраской, которое без контекста может и не привлечь особого внимания, может получить дополнительный смысл, который привнесет много новой информации о том, о чем говорится. Только контекст позволяет установить значение входящих в него языковых единиц. Нередко читатель, зная часть информации, на первый взгляд обыденные слова воспринимает совсем по-другому, находя в них много дополнительной информации, помогающей в полном раскрытии смысла всего высказывания. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.П. Чехова.


Во-первых, рассмотрим те лексические единицы, с помощью которых глубоко раскрывается образ мальчика Гриши. Из авторских высказываний читатель узнает, что Гриша, играя «исключительно из-за денег», стремиться стать победителем в каждой партии, что им руководят «финансовые соображения». И для раскрытия внутреннего состояния мальчика Гриши и его приоритетов в игре А.П. Чехов использует следующие лексические средства выразительности: когда он выигрывает, то деньги «с жадностью» «хватает», тут же «пряча» их; во время игры он не может «сосредоточиться» и «сидеть покойно», у него «беспокойно» и даже «ревниво» «бегают» глаза по чужим картам, он «вертится как на иголках», испытывая «страх»; когда у кого-то ситуация в игре лучше, он «страдает», когда выигрывает кто-то другой, он «с ненавистью» глядит на него, порываясь «проверить», не смошенничал ли выигравший. Все перечисленные языковые средства находят свою реализацию только в контексте: читатель обращает внимание на чувства и эмоции Гриши, уже зная о том, что его главной целью в игре является получение денег.

Теперь рассмотрим предложения 40-41, где раскрываются «термины и смехотворные прозвища», которые используются ребятами в игре в лото. Когда выпадает число 7, дети говорят «кочерга», 77 – «Семен Семеныч», 11 – «палочки», 90 – «дедушка». Слова «кочерга», «палочки», «дедушка» и «Семен Семеныч» в обыденной речи не представляют особого интереса, так как просто обозначают предметы, но в данном контексте они являются средством выразительности. Эти образные выражения, основанные на детских ассоциациях, помогают подчеркнуть особый интерес героев к игре в лото, их азартное отношение к происходящему за столом.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: поэт Н.А. Заболоцкий был прав, говоря о том, что «художественный облик» слово получает благодаря «сочетанию смыслов» в контексте с остальными словами.




Вариант 4 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Играют с азартом» (по тексту Чехова)
  • 9.3. Какое место в жизни ребёнка занимает игра? (по тексту Чехова)