9.1. «Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности» - Л.А. Введенская


Л.А. Введенская выражала мысль о том, что отдельные синонимы, отличающиеся оттенками значения, «выделяют одну особенность качества», а весь синонимический ряд «способствует более всестороннему описанию». Что же имел в виду современный лингвист? Попробуем раскрыть смысл ее высказывания.

Синонимами называются слова, которые похожи по значению, но пишутся и произносятся по-разному. Один и тот же предмет речи возможно описать посредством разных слов-синонимов, поскольку они обладают общим основным лексическим значением. Но синонимы не являются полностью одинаковыми словами, идентичными друг другу, так как они несут разные дополнительные оттенки значений. Выбор из всего синонимического ряда определенного слова зависит от конкретного контекста, автор высказывания хочет использовать такое слово, которое является наиболее подходящим для выражения его мысли, которое будет передавать не только основное значение, но и конкретный оттенок, с помощью которого и будет обращаться внимание на определенные особенности предмета речи. Синонимы бывают семантическими, то есть такими, которые отличаются оттенком значения, стилистическими, то есть такими, которые отличаются стилистической окраской, и семантико-стилистическими, то есть такими, которые отличаются и оттенком значения, и стилистической окраской. Через дополнительный оттенок значения выражается нужная для полноценного понимания высказывания мысль. Весь синонимический ряд в свою очередь позволяет дать предмету речи более полную характеристику. Обосновать это можно, опираясь на текст А.И. Куприна.


Во-первых, обратим внимание на то, что автор, описывая повторяющуюся «песню» елочки, обращается к синонимичному ряду со значением «говорить». Если проанализировать предложения 13-14, 27-28, 48-49, можно увидеть, что елочка не просто говорила фразу «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!», а «шептала» ее. Автор неслучайно трижды, при каждом описании жизненного девиза елочки использует именно этот синоним к слову «говорить». Здесь можно найти и отсылку к ставшему афористичным олицетворению «листья шепчут», что подчеркивает, что елочка издавала такие тихие шумы, которые напоминали шепот человека. Так подчеркивается живость елочки, которая в повествовании олицетворена и даже аллегорична. Кроме того, елочка именно шептала, потому что была по-настоящему счастлива; она настолько радовалась всему, что происходило в ее жизни, что шептала от счастья.

Во-вторых, рассмотрим предложение 41, которое начинается так: «Блеснул топор… <…>». В данном случае слово «блеснуть» – контекстуальный синоним к слову «появиться». Но почему автор не использует такие языковые конструкции, как «появился топор» или «мелькнул топор»? Можно вспомнить, что слово «блеснуть» часто используют в следующем сочетании слов: «блеснуло лезвие ножа». Нож, как и топор в купринском случае, символизируют трагедию, беду. Описывая блеск топора, автор заставляет читателя задуматься о скорой гибели елочки от руки человека.

Таким образом, современный лингвист Л.А. Введенская была права, говоря о том, что синонимы, отличаясь оттенками значений, раскрывают те или иные особенности предмета речи, а весь синонимический ряд, в котором сливаются не только общее основное значение, но и все дополнительные оттенки, описывают предмет речь всесторонне.




Вариант 33 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги» (по тексту Куприна)
  • 9.3. Какие жизненные ценности важны для человека? (по тексту Куприна)