9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту С. Чёрного)


Под воображением можно понимать способность осознанно или неосознанно создавать в своем сознании такие образы и действия, которые не соответствуют реальной действительности. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, поскольку, выходя с помощью воображения за рамки собственного существования, дети учатся ставить себя на место других людей, думают о том, как в подобных ситуациях поступили бы они. Благодаря воображению ребенок проявляет интерес к окружающему его миру, смотря на него с разных сторон. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту С. Черного и к читательскому опыту.

В тексте С. Черного показано, что воображением обладают сестры Валя и Катя. Прочитав рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», девочки стали рассуждать о том, что могло случиться с главным героем Жилиным после того, как он выбрался из плена. Согласно предложениям 7-8, Катя предположила, что «Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили», а Валя, согласившись с такой мыслью, допустила, что Жилин «больно-пребольно велел их высечь». Однако, как показано в предложениях 10-16, девочки придумали другую историю, основываясь на особенностях характера Жилина: по мнению Кати, он не стал бы высекать обидчиков, он бы «только презрительно посмотрел на них» и отпустил, при этом сказав о великодушии русских офицеров и приказав наградить Дину, кормившую его лепешками, Георгиевской медалью. С. Черный показывает, что, воображая, сестры проявляют особый интерес к толстовскому рассказу, что фантазия помогает им лучше раскрыть образ героя, понять особенности его личности. Делая предположения относительно дальнейшей судьбы Жилина, Валя и Катя думают о человеческой жизни в целом, о разнообразии отношений между людьми, о поведении разных людей в одинаковых ситуациях.


Проблема роли воображения в жизни ребенка поднимается и в рассказе К.Г. Паустовского «Вода из реки Лимпопо». Учитель географии Черпунов на бутылки с «обыкновенной водопроводной водой» помещал наклейки, согласно которым там находилась вода из разных мест: из Нила, Лимпопо, Средиземного моря. Таким способом преподаватель пытался заинтересовать учеников, привлечь их внимание к тем географическим местам, откуда якобы была налита вода. Находящаяся в бутылках вода, которая, как отмечает мальчик-рассказчик, была «одинаково желтой и скучной на вид», рисовала в сознании школьников различные необычные образы, заставляла их задумываться о том, когда и как именно была начерпана вода, какой она имеет запах и вкус. Черпунов, «давая толчок развитию воображения», был уверен, что он развивает личности учеников. Герой считал, что воображение «раздвигает границы» человеческого сознания, помогает людям развивать способность к познанию окружающего мира, которой «человек отличается от животного».

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что воображение помогает в познании окружающего мира и самого себя, заставляя задумываться над многими касающимися человеческого существования проблемами и вопросами.




Вариант 14 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука» (по тексту С. Чёрного)