9.2. «И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?» (по тексту Достоевского)


Через вопрос, представленный в предложении 20, выражается позиция самого Ф.М. Достоевского, автора представленного для анализа текста. Смысл приведенной фразы можно объяснить следующим образом: автор уверен, что счастье нельзя построить на чьем-то несчастии, поэтому он понимает, почему Татьяна из произведения А.С. Пушкина не ушла от нелюбимого мужа и отказала Онегину, которого любила.

Доказать данные рассуждения можно посредством примеров из прочитанного текста.


Во-первых, во второй половине текста наблюдаются общие рассуждения о том, можно ли обрести счастье на страданиях другого человека. Писатель задает читателям провокационный вопрос: согласимся ли мы построить здание на слезах и мучениях, на позоре и бесчестии одного, «пусть даже не столь достойного», человека, даже если цель строительства этого здания заключена в том, чтобы принести людям счастье, «мир и покой»? Предполагая, что кто-то из читателей возможно все же даст здесь утвердительный ответ, автор задает следующий вопрос: согласятся ли люди одобрить строительство такого здания, если оно построено на «несчастии», и смогут ли они в таком случае быть «навеки счастливыми»? Позиция автора очевидна: невозможно обрести счастье в жизни при условии, что оно основано на чужом несчастии.

Во-вторых, основная часть текста посвящена рассуждению касательно поступка Татьяны из пушкинского произведения. Автор приводит конкретный пример того, что строительство счастья на чужих страданиях невозможно. Автор отвечает на вопрос, почему «не испорченная», «та же прежняя деревенская Таня», которая «ненавидит свой сан светской дамы», которая «надломлена и страдает» от «удручающей» ее «пышной петербургской жизни», которая не перестала любить Онегина, в итоге отвечает возлюбленному отказом: она не могла изменить своему мужу, «честному человеку», который ее любил и уважал, она не могла «покрыть его позором, стыдом», она не могла своим предательством «убить его». Хоть Татьяна и не испытывала чувства любви к своему мужу «старику генералу», хоть на ее решение выйти за него замуж и повлияла «молившая» «с слезами заклинаний» мать, она не могла пойти против тех обязательств, которые дала, вступая в брак, ведь, как это подчеркивает автор, это именно она, а не кто-то другой, согласилась на замужество, «поклялась быть честной женой». Да, «старик генерал» был нелюбим ею, но он был ее законным мужем, поэтому героиня не могла пойти против своего же выбора. Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что совесть не позволила бы Татьяне с ее «высокой душой» уйти к Онегину; зная, что она причинила боль и страдания генералу, она бы всегда чувствовала себя несчастной. В тексте видно понимание автором того, почему пушкинская героиня отказала Онегину, поступив именно так, а не иначе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в предложенной для анализа фразе выражена позиция самого Ф.М. Достоевского относительно того, что на несчастии других свое счастье построить нельзя.




Вариант 27 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» - В.Г. Короленко
  • 9.3. Что такое высокая душа? (по тексту Достоевского)