9.3. Что такое высокая душа? (по тексту Достоевского)


Выражение «высокая душа» можно понимать следующим образом: это такая характеристика человеческой личности, которая подразумевает следование принципам морали и нравственности, чистоту и благородство целей и поступков, жизнь по совести, добродетельное и уважительное отношение ко всему окружающему миру, преданность собственным жизненным ценностям, нежелание причинять окружающим людям вред. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Ф.М. Достоевского и к читательскому опыту.

В предложенном для анализа тексте Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что человеком с «высокой душой» является Татьяна, героиня произведения А.С. Пушкина. Автор объясняет, почему она отказала Онегину, которого продолжала любить, и не ушла от своего мужа, которого не любила, что позволило бы ей, «той же прежней деревенской Тане», избавиться от ненавистного ей «сана светской дамы». Героиня не могла «покрыть позором, стыдом» «честного человека», «убить его» своей изменой. Для Татьяны гораздо лучше было и дальше «страдать» от «удручающей» ее «пышной петербургской жизни», чем принести боль человеку, «ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся». Несмотря на то что к решению выйти замуж за «старика генерала» ее подтолкнула мать, которая «с слезами заклинаний молила», Татьяна понимала, что это именно она «дала согласие», «поклялась ему быть честной женой его», поэтому она не могла пойти против тех обязательств, которые появились перед ней с замужеством. Ф.М. Достоевский утверждает, что пушкинской героине даже ради искренней любви к Онегину не позволила бы совесть уйти от законного мужа, что в противном случае она не смогла бы чувствовать себя счастливой, зная, что принесла несчастье другому человеку.


Над тем, что такое «высокая душа», заставляет поразмышлять и повесть В.В. Быкова «Сотников». Партизан Сотников даже не задумывается над тем, как ему поступить, когда полицаи предлагают поделиться военной информацией и перейти на сторону врагов взамен сохранения жизни. Он остается верным Родине, не желая предавать своих соотечественников и товарищей, с которыми он шел рука об руку. Сотников понимал, что Отечество, находившееся в опасности, нуждается в помощи каждого представителя советского народа, поэтому согласиться на предложение полицаев означало для героя принести Родине вред. Сотников не мог поставить собственное существование превыше судьбы Отчизны. Автор показывает, что Сотников был готов пожертвовать своей жизнью для того, чтобы не противоречить собственным жизненным принципам. Он со смелостью и отвагой встречает смерть от вражеских рук, оставаясь верным Родине до конца своей жизни, никого не виня и не жалея о сделанном выборе.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человеком с «высокой душой» можно назвать нравственно чистого, совестливого, благородного человека, который проявляет любовь, понимание и уважение к окружающим, не желая причинять им боль и страдания, который верен собственным жизненным принципам.




Вариант 27 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» - В.Г. Короленко
  • 9.2. «И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?» (по тексту Достоевского)