9.1. «Уменьшительно-ласкательные суффиксы – прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения» - Т.Н. Толстая


Т.Н. Толстая выражала мысль о том, что посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов выражаются многие «оттенки смысла и настроения». О чем же говорит современная писательница? Попробуем раскрыть смысл ее утверждения.

Отличия слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами от слов, от которых они образованы, заключаются в том, что в них наблюдается не только общее значение, но и дополнительные оттенки значения. Обладая экспрессивностью, уменьшительно-ласкательные суффиксы относятся к ярким словообразовательным средствам выразительности. Они помогают в выражении авторского отношения к предмету, о котором идет речь. Причем неправильно думать о том, что такие суффиксы выражают только дополнительные значения ласки, умиления, нежности, восторга, восхищения и других позитивных эмоций. Через них возможно передать пренебрежение, уничижение, ненависть и другие негативные эмоции. С их помощью можно по-доброму, тепло, ласково назвать предмет или добавить дополнительный оттенок шутки, иронии и даже презрения. Такие суффиксы часто используются для выражения положительного или, наоборот, отрицательного отношения к тому или иному явлению действительности. Причем важно то, что значение суффиксов чаще всего определяется в контексте: в одном высказывании суффикс может иметь одно значение, в другом – противоположное. Чтобы доказать это, можно обратиться к тексту А.И. Куприна.


Во-первых, проанализируем обращения Ильи Самойловича Бурмина к своей дочери: «Сашенька» (предложение 5), «Сашурочка» (предложение 11), «деточка» (предложение 17). Наблюдаемые в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают в выражении исключительно положительного отношения Бурмина к своей дочери: он искренне любит ее, переживает по поводу ее здоровья, всячески поддерживает ее, предпринимает попытки облегчить ее состояние и делает все возможное, чтобы помочь ей. Читатель осознает, что смерть Сашеньки была настоящим горем для Бурмина.

Во-вторых, рассмотрим слова «детишки» (предложение 30) и «деточки» (предложение 56). Эти слова употребляет в своей речи Бурмин. Через уменьшительно-ласкательные суффиксы выражается положительное отношение героя ко всем детям. Наделяя Илью Самойловича такой речевой характеристикой, А.И. Куприн обращает читательское внимание на важную для сюжета мысль: Бурмин боролся за превращение пустыря в сад не только ради дочери Сашеньки, но и ради окружающих его детей, которые без воздуха, солнца и зелени «задыхались в подвалах и на чердаках». Суффиксы помогают увидеть переживания Бурмина относительно живущих в лишенном зелени и свежего воздуха районе детей, которым он искренне хочет помочь, продолжая выступать за создание сада даже после смерти любимой дочери.

Делая вывод, можно согласиться с писательницей Т.Н. Толстой, говорившей о том, что передать в речи «оттенки смысла и настроения» могут уменьшительно-ласкательные суффиксы.




Вариант 15 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Теперь и у наших деточек свой садик будет» (по тексту Куприна)
  • 9.3. Почему важно поступать на благо общества? (по тексту Куприна)