9.3. Зачем человеку нужна фантазия? (по тексту Горького)


Под фантазией можно понимать способность человека к творческому воображению и вымыслу, его умение создавать в сознании новые образы и ситуации. Фантазия предполагает, что человек представляет в своем сознании такие образы и ситуации, которые не соответствуют действительности. Фантазия нужна человеку для развития личности, поскольку она побуждает человека проявить интерес к окружающему его миру, она помогает познавать действительность, обращать внимание на ее разнообразные явления, она заставляет по-новому взглянуть на обыденный мир. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту М. Горького и к читательскому опыту.

В тексте М. Горького раскрывается образ мальчика-фантазера Пепе. В предложениях 2 и 27 говорится о том, что герой «вдумчиво разглядывает» камни острова, по которым «прыгает» «с восхода солнца по закат», что по их трещинам он будто «читает темную историю жизни камня». Так, фантазируя над «историей жизни камня», Пепе обращает особое внимание на такое явление действительности, как камни, окружающие людей в повседневной жизни. Использованное в тексте интересное словосочетание «темные сады на дне моря» заставляют задуматься над тем, что мальчик Пепе по-новому, оригинально смотрит на такое природное явление, как морское дно. В предложениях 30 и 32 говорится о том, что Пепе «вслушивается» в «тихий трепет шелковых лепестков под дыханием морского ветра», в «глухие вздохи моря», которые похожи на «удары огромного тамбурина». Так, фантазируя над тем, что же говорят эти природные явления, Пепе познает окружающий мир, обращая на него особое внимание.


Над тем, зачем человеку нужна фантазия, заставляет задуматься и рассказ К.И. Чуковского «Серебряный герб». Благодаря разговорам о Синдбаде-Мореходе, птице Роха, лампе Аладдина, огнедышащих горах, африканских миражах и других явлениях мальчик-рассказчик и его друг Тимоша «переселялись в другую страну» и «становились другими, не такими, какими были за минуту до этого». Ставя себя на место контрабандистов, следопытов, людоедов, ковбоев, герои «мчались по прериям, умирали от желтой лихорадки, выкапывали древние клады, спасали прекрасных индианок от кровожадных акул, убивали бумерангами людоедов и тигров». Автор показывает, что такие фантазии помогали мальчикам познавать окружающий мир, который наполнен разнообразными предметами и событиями. Фантазии Тимоши о том, что его отец «один против всех» «десятками» ловил контрабандистов, которые «были все как на подбор смельчаки, великаны, с длинными пистолетами в белых зубах», говорят о желании мальчика прожить и другую, более интересную жизнь. Кроме того, предположения о том, что они бы сделали на месте героев рассказанных историй, помогали рассказчику и Тимоше познавать самих себя.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что фантазия нужна человеку, потому что с ее помощью человек проявляет интерес к окружающему миру, обращает внимание на многие его явления, по-новому смотрит на обыденный мир, узнавая о нем и о самом себе много новой информации.




Вариант 10 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Образность в широком смысле этого слова – живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи – частное её проявление» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Взрослые люди, кто подобрей, кто внимательно присматривается друг к другу, говорят о мальчике: – Пепе будет нашим поэтом…» (по тексту Горького)