9.1. «Образность в широком смысле этого слова – живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи – частное её проявление» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб выражала мысль о том, что речевая образность – это частное проявление образности в целом, которая является «неотъемлемым признаком всякого вида искусства». Под образностью же в широком смысле слова современный лингвист понимает «живость, наглядность, красочность изображения». О чем же говорится в высказывании И.Б. Голуб? Попробуем раскрыть его смысл.

Под образностью в русском языке можно понимать способность при помощи различных средств выразительности создавать наглядно-чувственные представления об объектах речи. Помещая в высказывания те или иные образы, автор старается наглядно показать читателю или слушателю то, о чем он говорит и что его волнует. Образность пробуждает фантазию и воображение воспринимающего высказывания, заставляет обращать внимание на определенные предметы и ситуации. Одними из важных источниками развития образной речи выступают тропы – это специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. Во всем этом можно убедиться, обратившись к тексту М. Горького.


Во-первых, проанализируем предложения 1-2. Перед описанием интереса Пепе к окружающему его миру автор дает ему внешнюю характеристику, с помощью которой уже подчеркивается любознательный характер героя. В двух предложениях наблюдается несколько сравнений. Десятилетний мальчик сравнивается с ящерицей; аргументация состоит в том, что и Пепе, и ящерица «хрупкие, тоненькие, быстрые». Эти имена прилагательные являются не столько логическими определениями, показывая внешние особенности мальчика, сколько эпитетами, с помощью которых подчеркивается юркость и резвость Пепе, привыкшего познавать окружающий его мир. Другое сравнение – «похож на сухую былинку» – также указывает на живость и подвижность героя: как и сухую былинку, дующий с моря ветер «носит» мальчика, «играет» им. Автором подчеркивается, что все свое время Пепе тратит на познание окружающего мира, перемещаясь то в одни, то в другие места для их изучения. Через сравнения мальчика с ящерицей и сухой былинкой также выражается мысль о тесной связи героя с природой.

Во-вторых, рассмотрим предложения 30 и 32, в которых наблюдаются следующие олицетворения: «тихий трепет шелковых лепестков», «дыхание морского ветра», «глухие вздохи моря». Данные выражения, с помощью которых рисуются звуковые образы, помогают автору продемонстрировать фантазию мальчика Пепе, который «вслушивается» в звуки, издаваемые природными явлениями, стремясь понять то, о чем они говорят. Использование в тексте олицетворений помогает проиллюстрировать отношение Пепе к природе как к живому организму.

Делая вывод, можно сказать о том, что современный лингвист И.Б. Голуб была права, говоря о том, что образность, предполагающая живое, наглядное, красочное изображение, является неотъемлемым элементом искусства, включая и литературу.




Вариант 10 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Взрослые люди, кто подобрей, кто внимательно присматривается друг к другу, говорят о мальчике: – Пепе будет нашим поэтом…» (по тексту Горького)
  • 9.3. Зачем человеку нужна фантазия? (по тексту Горького)