9.2. «Взрослые люди, кто подобрей, кто внимательно присматривается друг к другу, говорят о мальчике: – Пепе будет нашим поэтом…» (по тексту Горького)


Ближе к финалу текста М. Горького говорится о том, что те взрослые, которые были «подобрее» и повнимательнее к окружающим, считали, что мальчик Пепе будет поэтом. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: Пепе, способный обращать внимание на многие явления окружающего его мира, обладающий даром слышать природу, ценящий искусство в целом и язык в частности, может стать поэтом.

Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.


Во-первых, в повествовании подчеркивается, что Пепе уделяет особое внимание окружающему его миру. Согласно предложению 3, мальчика интересует абсолютно все вокруг: и текущие «густыми ручьями» цветы, и «лиловые камни», и бегающие среди них ящерицы, и «чеканная листва олив», и «малахитовое кружево виноградника», и летающие в них птицы, и «темные сады на дне моря», и плавающие там рыбы, и «узкие, запутанные улицы города», и передвигающиеся по ним туристы. Наблюдая за спокойным морем, он, согласно предложению 34, следит за «плавно ходящими» рыбами, за «быстро мелькающими» креветками, за «боком ползущим» крабом. В предложении 2 указывается, что «с восхода солнца по закат» мальчик «прыгал по камням», трещины которых он, согласно предложению 27, «вдумчиво разглядывал», словно «читая» по ним их «темную историю жизни». «Расширенные» глаза Пепе, о которых говорится в предложении 28, указывают на то, что мальчик с интересом относится к окружающей его действительности в различных ее проявлениях. В предложениях 30 и 32 демонстрируется способность Пепе слышать «тихий трепет» лепестков, «глухие вздохи моря», «дыхание морского ветра». Читатель не может не подумать о том, что такой умеющий видеть и слышать мир вокруг себя человек, как Пепе, станет истинным поэтом.

Во-вторых, в предложении 2 выражается мысль о том, что в любом месте, где бы ни был мальчик, «ежечасно» лилась его «песенка о милой, родной Италии». О том, что Пепе всегда поет, говорится также в предложениях 29, 31. Такой человек, который высоко ценит искусство, который способен выразить свою любовь к Родине с помощью песни, действительно может стать поэтом. Об этом может сказать и отраженная в предложениях 23-24 деталь: когда одна синьора кричала на Пепе из-за того, что он не выполнил ее просьбу и не отнес ее подруге яблок, мальчик со вниманием слушал сказанные ею «проклятия», порой одобрительно произнося «О-о, как сказано! Какие слова!». Читатель видит, что Пепе интересуется языком, он обращает внимание на его способность выражать разные человеческие мысли, чувства и эмоции. Человек, знающий цену словам, действительно может стать поэтом.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста М. Горького подчеркивает поэтичный склад ума мальчика Пепе, который интересуется окружающим миром, обращает внимание на его незначительные детали, отлично видит и слышит его явления, ценит слова и искусство.




Вариант 10 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Образность в широком смысле этого слова – живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи – частное её проявление» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Зачем человеку нужна фантазия? (по тексту Горького)